родителей (способности разрешать разные типы социальнопедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. 2.2. Задачи взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников: • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. 3. Организация взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников 3.1. Основные принципы взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников: открытость ДОУ; активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском саду; использование индивидуально-дифференцированного подхода к семьям воспитанников; использование различных форм сотрудничества с родителями (законными представителями). 3.2. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров дошкольников; составление программы совместных действий педагога и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательно-образовательной деятельности семьи и детского сада. 3.3. Организация работы 3.3.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы. 3.3.2. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи: целенаправленность; планомерность и систематичность; индивидуальность и дифференцированность. 3.3.3. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи: сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; использование разных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям. 3.3.4. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей: методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки; методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др. 3.3.5. Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах: посещение педагогами семей воспитанников; наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей); специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон, совместные праздники, досуги, развлечения, акции, прогулки, экскурсии, проектная деятельность, театрализованная деятельность. Программы родительского образования важно разрабатывать и реализовывать исходя из следующих принципов: • целенаправленности — ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей; • адресности — учета образовательных потребностей родителей; • доступности — учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал; • индивидуализации — преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей; • участия заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки. Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры. 3.3.6. Организация методической работы с педагогами: семинарыпрактикумы, консультации (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 3.3.7. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей; Условия внутреннего взаимодействия: создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки; переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи; тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, Центром Культуры, детской школой искусств. 4. Контроль 4.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи в группах и в ДОУ возложен на заведующую и старшего воспитателя ДОУ. 4.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития пространства является Совет ДОУ - коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются сотрудники дошкольного учреждения и родители. Совет ДОУ имеет полномочия не только совещательного но и реального характера, управляет процессами функционирования и развития образовательного учреждения, сотрудничества с родителями воспитанников и общественными организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского сообщества в образовательном процессе детского сада, района и области. 4.3. В качестве добровольной общественной организации выступают групповые и общесадовский родительский комитет – представительный орган родительской общественности. Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 5. Документация: планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год; протоколы общих родительских собраний; протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе); конспекты мероприятий; результаты педагогических наблюдений и диагностических исследований, анкетирования с выводами, сравнительный анализ мониторинга ДОУ; протоколы заседаний родительского комитета, Совета детского сада (хранятся в делах ДОУ в кабинете заведующего).