«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер Детский сад и начальная школа - важные ступени непрерывного образования. На этапе дошкольного возраста осуществляется личностное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Именно в детском саду формируются предпосылки учебной деятельности. Школа, как преемник дошкольной ступени образования, опирается на предыдущие достижения ребёнка. Преемственность МБДОУ детский сад №16 и МБОУ СОШ №6 представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОО и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности. Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса. Задачи: создать систему работы по преемственности как необходимое условие непрерывного образования; создать условия для развития у детей предпосылок учебной деятельности; развивать мотивационную готовность детей к обучению в школе; обеспечить эмоционально благоприятные условия для подготовки к школе; обеспечить успешность детей на начальных этапах обучения; снизить процент первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению; способствовать положительной динамике освоения детьми основных общеобразовательных программ. Непрерывность образования предполагает решение конкретных приоритетных задач на ступенях дошкольного и школьного образования. Задачи непрерывного образования - на дошкольной ступени: приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности; всестороннее развитие личности воспитанников, создание условий для их социализации и самореализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах 2 человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста). - на ступени начальной школы: осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания). Преемственность образовательного процесса ДОО и СОШ: 1. Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития. Цель дошкольного образования: общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. Цель начального образования: продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения). 2. Содержательная – обеспечение преемственности программ. 3. Технологическая – преемственность форм, средств, воспитания и обучения. приемов и методов 4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей: снятие психологических трудностей; адаптация переходных периодов; обеспечение детей достаточной двигательной активностью; общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие; 3 обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью; использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности детей, их активности на занятиях. Ожидаемый результат: тесное взаимодействие между педагогическими коллективами образовательных организаций, другими социальными партнёрами; овладение детьми универсальными предпосылками учебной деятельности, психологическая готовность к переходу на новый этап обучения; компетентность родителей в вопросах подготовки ребёнка к школьному обучению. Мероприятия программы преемственности на 2021-2022уч.г. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. мероприятие дата проведения ответственный ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Совещание рабочей группы по 08. 2021 г. Старший воспитатель планированию мероприятий на Колпакова Е.А. новый учебный год Утверждение плана совместных 08. 2021 г. заведующая Шарова мероприятий детского сада и школы Ю.С., директор МБОУ на новый учебный год СОШ №6 Бызова Ю. П. Уточнение списков будущих 08. 2021 г. Старший воспитатель первоклассников Колпакова Е.А., учителя начальных классов Педагогический совет 26.08.2021 г. Заведующий Шарова «Планирование работы по Ю.С., старший совершенствованию воспитательновоспитатель Колпакова образовательного процесса в детском Е.А. саду в 2021-2022 уч. г.» Педагогический совет 10.2021 г. Заведующий Шарова «Преемственность дошкольного и Ю.С., старший начального образования в условиях воспитатель Колпакова реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО. Е.А., учителя Единство требований» начальных классов Методическое совещание декабрь Учителя начальных «Адаптация первоклассников, или классов, воспитатели как помочь привыкнуть к школе» Педагогический совет «Гражданско03.2022 г. Заведующий Шарова патриотическое воспитание в Ю.С., старший детском саду» воспитатель 4 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Итоговый педсовет «Анализ педагогической деятельности в 20212022 уч. г.» Подведение итогов конкурса «Педагог года» Семинар «Интеллектуальнопознавательное развитие дошкольника и младшего школьника средствами интеграции в образовательном процессе» Семинар «Организация сюжетноролевой игры» Пед. час «О проведении в детском саду конкурса «Педагог года». Приоритетные детские конкурсные проекты» Пед. час «Развитие исследовательских компетенций дошкольников и младших школьников. Необычные исследования обычных вещей» Пед. час «Финансовая грамота для детей – мода или уроки для жизни?» Педагогическое совещание «Организация профилактической, оздоровительной и воспитательнообразовательной деятельности с детьми в летний период» Знакомство воспитателей подготовительной к школе группы с образовательной программой 1 класса Знакомство учителей с образовательной программой ДОО. Изучение опыта использования вариативных форм и методов работы в практике воспитателей ДОО Дни методического взаимодействия ДОО – начальная школа: посещение учителями занятий в детском саду//Цель: знакомство с детьми, методами и формами работы педагогов ДОО//, педагогами ДОО открытых уроков в первых классах Педагогические наблюдения за первоклассниками и дошкольниками 06.2022 г. Заведующий Шарова Ю.С., старший воспитатель 11.2021 г. Старший воспитатель Колпакова Е.А., учитель начальных классов Вахрушева Н.А. Старший воспитатель 02.2022 г. 09.2021 г. Старший воспитатель Колпакова Е.А. 12.2021 г. старший воспитатель, учитель начальных классов Вахрушева Н.А. 04.2022 старший воспитатель 05. 2022 г. старший воспитатель, учитель начальных классов Вахрушева Н.А. в течение учебного года воспитатели ДОО в течение учебного года учителя начальных классов в течение учебного года учителя начальных классов, воспитатели в течение учебного года учителя начальных классов, педагоги ДОО 5 19. 20. 21. 22. 23. 24. 1. 2. 3. Проведение профилактической работы с семьями воспитанников (выделение семей группы риска, выделение индивидуальных проблем семьи, инд. работа с семьями, организация совместных мероприятий родителей, детей, педагогов) Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (учениками начальной и средней школы) Проведение диагностики по определению готовности детей к школе в течение учебного года (по особому плану) социальный педагог Козлова Е.В., воспитатели в течение учебного года воспитатели сентябрь - в СОШ, апрель - в ДОО Старший воспитатель, воспитатель Сорокина Е.И., учителя начальных классов Методическое совещание «Анализ успеваемости бывших выпускников детского сада» Май Учителя начальных классов, воспитатели Изучение личных дел, карт развития, в течение диагностических материалов учебного развития ребёнка года Предоставление отчета по 05.2022 г. реализации программы преемственности, перспективные направления работы по теме на следующий год РАБОТА С ДЕТЬМИ Праздник «День знаний» 1.09 Организация уголка для сюжетноролевой игры «Школа» Изготовление поздравительных открыток и плакатов ко Дню воспитателя учениками начальных классов сентябрь сентябрь воспитатель Сорокина Е.И., учитель начальных классов Старший воспитатель, учителя начальных классов, администрация музыкальный руководитель Коминова О.А., воспитатель Сорокина Е.И. Воспитатели старших групп Учителя начальных классов 6 Литературная гостиная: «Там я в новую страну дел и знаний и умений путешествие начну...» Чтение и рассказывание стихов о школе. Знакомство с пословицами, поговорками и загадками об учении в школе и школьных принадлежностях Изобразительная деятельность на тему «Моя будущая школа» Цикл познавательных досуговых мероприятий «Секреты школьного портфеля» Экскурсия «Знакомство со школой» для воспитанников ноябрь Воспитатель декабрь Воспитатель В течение года Воспитатель март 8. Праздник «День Земли» апрель 9. Совместные экологические акции «Берегите птиц!», «Не рубите ёлки!», «Сохраним планету чистой!» и др. Создание портфолио дошкольника выпускника в течение учебного года в течение учебного года в течение учебного года Воспитатель Сорокина Е.И., учителя начальных классов учителя начальных классов воспитатели старших групп, учителя начальных классов Воспитатель Сорокина Е.И. 4. 5. 6. 7. 10. 11. 12. 13. 14. Проектная деятельность с воспитанниками подготовительной группы «Мы готовимся к школе» (см. приложение1) «Безопасная дорога в школу». Составление безопасного маршрута до школы. Прощальный концерт подготовительной к школе группы для детского сада Выпускной праздник воспитанников подготовительной группы Воспитатель Сорокина Е.И. май Воспитатель май музыкальный руководитель Коминова О.А., воспитатель Сорокина Е.И. музыкальный руководитель Коминова О.А., воспитатель Сорокина Е.И. май 7 1. 2. 3. СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ Оформление нагляднов течение воспитатели старших информационных материалов для учебного групп родителей (папок-передвижек, года стендов, создание памяток, буклетов, составление рекомендаций) Информационное обновление сайта в течение заведующий Шарова ДОО учебного Ю.С. года Информация на сайте школы «Прием в первый класс» (о начале приема в в течение учебного года Директор Бызова Ю.П. Общее родительское собрание «Основные направления воспитательно-образовательной деятельности и работы детского сада в 202-2022 учебном году» (онлайн) Общее родительское собрание «Итоги работы детского сада в 2021– 2022 учебном году, организация работы в летний оздоровительный период» Собрание родителей воспитанников подготовительной к школе группы 09.2021 г. заведующий Шарова Ю.С., старший воспитатель Колпакова Е.А. 05. 2022 г. заведующий Ю.С., воспитатель февраль Привлечение родителей к созданию фотовыставки «Мои мама и папа в школе» Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?» Собрание родителей будущих первоклассников «Наша школа: традиции, перспективы» Цикл консультаций для родителей: «Как развивать предпосылки универсальных учебных действий в семье» «Что должен знать и уметь первоклассник» «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассников?» февраль Воспитатель Сорокина Е.И., учителя нач. классов Воспитатель Сорокина Е.И. 1-й класс, правилах приема, образовательной программе, учебном плане) 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. март 05.2022 г. в течение учебного года Шарова старший Воспитатель Сорокина Е.И. учитель начальных классов Воспитатель Сорокина Е.И. 8 11. 12. «Как правильно организовать свободное время ребёнка» «Рука развивает мозг» «Психологическая готовность родителей и детей к школе» «Использование игр в домашних условиях при подготовке ребенка к школе» «Кризис 6- 7 лет. Что мешает нашим детям быть самостоятельными?» «Готовим руку дошкольника к письму» и др. Привлечение родителей к реализации проекта «Скоро в школу!» Привлечение родителей к проектной деятельности в течение уч. года Воспитатель Сорокина Е.И. в течение учебного года в течение учебного года в течение учебного года в течение учебного года (при соотв. эпид. условиях) в течение учебного года Воспитатель Сорокина Е.И. 13. Чтение с детьми дома и в детском саду книг о школе 14. Помощь в подборе мультфильмов, воспитатель Сорокина дидактических и настольных игр по Е.И. школьной тематике Экскурсии на предприятия и в воспитатель Сорокина организации по месту работы Е.И. родителей (реализация социализирующих познавательных проектов дошкольников) Участие родителей в воспитательновоспитатель Сорокина образовательном процессе: Е.И. организация и проведении НОД, организация видеосъемок, выставок, сопровождение экскурсий и походов, изготовление костюмов для праздников и развлечений и т.п. Участие родителей в создании в течение воспитатель Сорокина предметно – развивающей среды учебного Е.И. групп года ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ Участие во Всероссийском дне бега сентябрь Инструктор по «Кросс наций» физической культуре Сергеева Е.Б. 15. 16. 17. 1. Воспитатель Сорокина Е.И. 9 2. 3. 4. 5. Участие в муниципальном этапе областного конкурса патриотической песни «Салют, Россия!» Совместно со школой и поселковой администрацией «Лыжня здоровья» 21.01.2022 Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Майская радуга» Проектная деятельность с воспитанниками старших групп «Я живу в Новоасбесте» (совместно с поселковой библиотекой) май февраль в течение учебного года Музыкальный руководитель Коминова О.А. Инструктор по физической культуре Сергеева Е.Б. Музыкальный руководитель Коминова О.А. Воспитатели старших групп, библиотекарь Свяжина Г.Г. Приложение 1. Проект «Мы готовимся к школе» (подготовительная группа) Тип проекта: творческий, исследовательский, практический. Срок проведения: с сентября 2021г. по май 2022г. Описание проекта: Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы. Актуальность проекта: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки). Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся 10 новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Обоснование проблемы: 1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе. 2. Несформированность волевых качеств школьника. 3. Низкие логико-мыслительные процессы. Цель проекта: Формирование у детей подготовительной к школе группы осознанной мотивации к учёбе. Задачи: 1. Расширение представлений детей и родителей об обучении в школе. 2. Развитие волевых качеств. 3. Формирование логического мышления, связной речи. Предполагаемый результат: 1. Расширение представлений о школе, снижение беспокойства и у детей, и у родителей. 2. Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности. Результат: Диагностика: на конец учебного года у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование «Я в школе» в начале и в конце проекта. По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный). Организована для родителей фотовыставка – отчёт «Мы будущие школьники!», где можно увидеть проделанную работу по проекту. Выполнение проекта Ежемесячно планировать дидактические игры на развитие логического мышления, внимания, памяти, усидчивости. Планировать словесные и дидактические игры на школьную тематику. 11 Мероприятия Сентябрь Праздник, посвященный 1 сентября «День знаний» Диагностика детей (выявление мотивационной готовности к обучению в школе) Беседа «1 сентября в школе» Составление рассказов по картине «В школу» Графический диктант «Путь от дома до школы» Создание предметно-развивающей среды (атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа» и дидактически игр, оформление альбомов «Школьные загадки», стихи, пословицы, поговорки) Работа с родителями: памятка для родителей, будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет» Октябрь Чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны» Беседа «Право на образование» Рассматривание школьных принадлежностей, отгадывание загадок о школьных принадлежностях Дидактическая игра «Четвертый лишний» (школьные принадлежности) Чтение и рассказывание стихотворений о школе. «Что такое школа» Л.А. Арсенова ,M. Зощенко «Пора вставать!» Сюжетно-ролевая игра «Школа» Работа с родителями: Консультация «Леворукий ребёнок» Ноябрь Беседа о правилах поведения в школе Рисование «Здание школы» Работа в тетради. Графический диктант Чтение и заучивание стихов о школе Дидактическая игра «Собери портфель» Слушание песен о школе Работа с родителями: «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма». Декабрь Экскурсия к зданию школы Просмотр мультфильмов о школе Сюжетно - ролевая игра «Школьная библиотека» Ответственные Сорокина Е.И., Коминова О.А., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Учитель-логопед Камаева О.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. 12 Беседа «Кто вас учит в школе» Аппликация «Здание школы» Работа с родителями: Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника», папкапередвижка «Если ребенок боится идти в школу» Январь Беседа «Как построить свой режим дня». Составление режима дня. Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» Работа в тетради. Графический диктант. Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики» Работа с родителями: Изготовление фотоальбома «Мои родители, тоже были школьниками» Февраль Викторина загадок и ребусов о школе Работа в тетради. Графический диктант. Беседа, «Каким ты представляешь себя в школе» Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать» Работа с родителями: Консультации «Навыки первоклассника» Март Пословицы, поговорки о школе, об учебе, о книгах, в которых подчеркивается значение учебы и труда Обсуждение, обыгрывание ситуации «После школы» Сюжетно ролевая игра «Урок математики» Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудиозапись «Нам в первый класс» сл.: Яков Серпин Муз.: Томас Корганов. Беседа «Чем школа отличается от детского сада» Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга Работа с родителями: Дидактический материал «Игры для развития связной речи» Апрель Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов» Работа с тетрадями. Графический диктант. Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи», «Собери портфель» Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу» Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Учитель-логопед Камаева О.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. 13 Работа с родителями: Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»? Май Диагностика Изготовление пригласительных билетов на выпускной бал Фотовыставка «Мы будущие школьники!», Выпускной бал Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. Коминова О.А., Сорокина Е.И., Ларионова Е.В. 14