_ПРОГРАММА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 (МБДОУ детский сад №16)
622912, Свердловская область, Пригородный район, п. Новоасбест,
ул. Тагильская, д.55, тел/факс: (3435) 910-805
e-mail: yuliya.sharova.1985@mail.ru

ПРОГРАММА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ

Главная цель ранней профориентации детей — это
эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру.

развить

Задачи:
расширить представление детей о профессиях;
сформировать познавательный
их значения в жизни общества;

интерес

к профессиям,

понимание

мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной,
познавательно-исследовательской деятельности;

творческой,

развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия
профессий, рассказывать об их особенностях.

1

Принципы, которые помогают сформировать у детей позитивное
отношение к труду взрослых:
1. Принцип воспитывающего обучения: приобщение детей к культуре труда,
воспитание у них уважения к людям разных профессий.
2.
Принцип
научности:
использование
и апробированных на практике методик.

научно-обоснованных

3. Принцип наглядности: опора на чувственный опыт ребенка, организация
наблюдения окружающей действительности.
4.
Принцип
систематичности
и последовательности:
усложнение материала, система формируемых у детей знаний.

постепенное

5. Принцип доступности: соотнесение содержания, характера и объема
материала с уровнем развития и подготовленности детей.
6. Принцип осознанности: формирование у воспитанников активной
и осознанной позиции по отношению к собственным достижениям.

2

Задачи работы с детьми 3-5 лет:
•
формировать у ребенка начальные и максимально разнообразные
представления о профессиях;
•
расширять представления о приборах – помощниках человека;
•
формировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к
труду и профессиональному миру;
•
систематизировать знания о труде людей в разное время года;
•
создавать условия для расширения у детей представлений
о профессиях.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
•
расширять и систематизировать представления о современных
профессиях;
•
формировать представление о видах производственного и
обслуживающего труда, о результатах
профессиональной деятельности
людей;
•
формировать представление о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
•
предоставлять возможность использования своих сил в доступных
видах деятельности.
Ожидаемый результат:
•
у детей сформировано обобщенное представление о современных
профессиях;
•
у детей развит активный интерес к знаниям о профессиях людей;
•
у детей развито чувство уважения к труду взрослых.

Формы и методы работы с детьми по формированию
представлений о труде взрослых
Для ознакомления детей с трудом взрослых в МБДОУ детский сад №16
применяются следующие методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,
чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных
профессий, рассматривание картин и иллюстраций, видеороликов);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда, продуктивная деятельность);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
3

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых
проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в
процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе
совместной деятельности с семьями воспитанников.
Система работы по формированию у детей представлений о труде
взрослых строится по трём основным линиям: приближение детей к труду
взрослых; приближение работы взрослых к детям; совместная деятельность
детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы
осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности
по формированию представлений о труде людей разных профессий с
обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.
Уделяется особое внимание усвоению детьми понятий «профессия»
(что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной
профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые
действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?),
общественная польза труда (кому это нужно?).
Средством ознакомления с содержанием труда выступают
художественные произведения //Сказки: "Хаврошечка" русская народная,
«Золушка» Ш. Перро, «Три поросенка» С. Михалков, «Мороз Иванович» В.
Одоевский, "12 месяцев» С. Маршак, «Айога» нанайская сказка. Стихи и
проза: А. Барто ("Я расту", "Моряки", "Игра в стадо", "Маляр", «На
косогоре», «Мы с Тамарой ходим парой»), К.Чуковский "Айболит",
С.Я.Маршак (сборник стихов: "Цирк", "Пожар", "Почта", Как печатали вашу
книгу", "Про девочку, которая плохо кушала"), Б. Заходер (сборник стихов
"Строители"), М. Познанская "Пойдем на работу", Д. Габе "Моя семья", А.
Ивич "Твое утро", И. Туричин "Человек заболел", А. Некрасов "Маяк", Я.
Аким "Неумеха", Дж. Родари "Чем пахнут ремесла", В. Маяковский "Кем
быть", "Конь-огонь", С. Михалков "А что у вас?", "Дядя Степа милиционер",
Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе", Н. Ушкина "Стихи о профессиях",
Настя Доброта "Папины профессии", "Мамины профессии", Е. Сосновский
"О профессиях", А. Усачев "Большая книга профессий" и др.
Рассматривая художественные репродукции, дети видят не только
процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём.
Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный
труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин
«Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог сопровождает
разъяснительной беседой, в которой делает акцент именно на положительные
изменения труда взрослых.
Знакомство с профессиями происходит в ходе формирования
элементарных математических представлений, например, детям предлагается
4

подсчитать количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у
маляра, количество ёлок у лесника.
Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности
позволяют изучать профессии с точки зрения продукта трудовой
деятельности.
Выполнение физических упражнений организуется в соответствии с
профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение
комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором
символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в
котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность включаются игры-импровизации,
например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению
работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с
людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления
детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают
наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют
накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что
наглядное восприятие требует пояснений со стороны взрослого. В процессе
дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно уточняются, дополняются,
закрепляются сведения, полученные ими во время наблюдений. Педагогами
организуются
следующие экскурсии: в медицинский кабинет (или
больницу), в прачечную, в библиотеку, в школу, в магазин, в аптеку, в
парикмахерскую, на почту, на приусадебный участок, на пекарню, на
перекрёсток и пр. Знакомство с профессиями педагоги проводят и через
виртуальные экскурсии. В процессе экскурсии дети получают возможность
наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий
человека той или иной профессии.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому
направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы,
игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут
реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и
совместной деятельности педагога (родителя) и ребёнка.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных
предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре
«Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов
выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в
соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл»,
«Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами» и др.
В процессе проведения праздников и развлечений также затрагивается
тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых
празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня,
детям напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их
5

профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья –
хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям
которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую
подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Педагоги обращают
внимание и на тематические праздники ( День геолога, День нефтяника, День
дошкольного работника, День энергетика и др.)
Участие детей в различных творческих конкурсах также носит
профориентационный характер.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми
представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на
развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая
игра – не только ведущая деятельность старшего дошкольника, но и
необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагог
учит ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в
сюжеты игр (помогает детям определить содержание предстоящей игры,
последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их
взаимодействие).
В возрастном аспекте сюжетная и сюжетно-ролевая игра
профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят
имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на
результат труда. Педагог стимулирует детей в ходе профориентационных
сюжетно-ролевых игр:
- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты
труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины;
продавец взвешивает, отпускает товар);
- принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в
несложном ролевом диалоге;
- правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель»), называть
игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю
машину бензином»);
- передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер
моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро,
аккуратно);
- самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или
иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для
матроса);
- договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о
ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом,
увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение
дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов
и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа
6

товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные
сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагог стимулирует
детей:
- строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;
- исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом
разворачиваемого сюжета;
- самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и
желаний друг друга;
- находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов,
изображающих инструменты и бытовую технику.
В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в
которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач,
водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия
взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в
профессии родителей.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагог стимулирует
детей:
-вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
-вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса, капитан,
штурман, матрос);
-расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое
агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о
профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные
в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том,
что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут
на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут
самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми
невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным
особенностям
профориентационной
предметно-пространственной
развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней
профориентации в МБДОУ №16:
- художественная литература, энциклопедии, самодельные книжки-малышки,
связанные с темой «Профессии», в книжном уголке;
- картотека пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о
профессиях и орудиях труда;
-подборка иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в
уголке изобразительной деятельности;
7

- подборка (и изготовление новых) дидактических игр по ознакомлению с
профессиями;
- подборка демонстрационного материала по теме «Профессии»;
- подборка мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой
«Профессии»;
- выпуски настенных газет, посвящённые профессиям взрослых;
- альбомы о профессиональных династиях в семьях воспитанников;
- альбомы с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
пополняется
атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр. Неоценимую помощь в
пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной
образовательной организации оказывают родители.
Диагностика сформированности у детей знаний о современных
профессиях
позволяет
скорректировать
дальнейшую
работу
с
воспитанниками. Трудовое воспитание можно считать успешным, если у
ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках,
рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной
деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения
и ошибки.
ВЫВОДЫ: в результате проводимой педагогической работы у
ребенка, во-первых, формируется навык трудовой деятельности,
складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий;
во-вторых, расширяется кругозор, и наконец, всё выше перечисленное
способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к
конкретной профессии.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».