Содержание 1. Особенности воспитательного процесса в детском саду……………с.3 2. Цель и задачи воспитания ...…………………………………………..с.8 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………..с.13 4. Особенности взаимодействия с родителями в рамках воспитательной работы………………………………………………………………….с.23 5. Основные направления самоанализа воспитательной работы …….с.29 6. Нормативно-правовая документация ………………………………..с.30 7. Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 уч.г. …...с.33 2 1. Особенности воспитательного процесса в детском саду С целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения педагогическим коллективом проведен самоанализ воспитательной работы, организуемой в детском саду. Для получения максимально объективной информации о состоянии и проблемах воспитательной составляющей образовательного процесса в детском саду нами проанализированы качество содержания и организации воспитательной работы, качество условий, которые имеются для воспитательной работы и качество результатов воспитательной работы. Под результатами в данном случае рассматриваем динамику показаний воспитания детей, достижение ими планируемых результатов воспитательной работы, которые обозначены в образовательной программе детского сада. Отмечены следующие особенности воспитательного процесса в детском саду. В МБДОУ детский сад № 16 воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) и основной общеобразовательной программой. В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы МБДОУ детский сад № 16 является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется и как самостоятельная форма работы с детьми, и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, 3 организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле (часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.) Воспитательный процесс в МБДОУ детский сад № 16 организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем её составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ детский сад № 16 является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности детей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда. Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентиров. Педагоги детского сада считают целью экологического воспитания дошкольников становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностного отношения к окружающей среде региона, в котором они живут. Они знакомят детей с современными правилами поведения в природе, при этом для запрещающих правил всегда дается альтернатива. Формируют навыки экологически грамотного 4 поведения, бережного отношения к окружающему миру и предметам, используя различные формы образовательной деятельности. В результате у 80 процентов детей знания о природе той местности, в которой они проживают, сформированы на высоком уровне. Дети знают о сроках и особенностях сезонных изменений в природе, специфике климата, флоре и фауне и т. п. То есть мы говорим о высоком уровне реализации содержательного (знаниевого) компонента воспитательной работы. При этом имеются дети, которые не проявляют эмоционального отклика на красоту природных явлений и объектов, и более бережного отношения к природе (рвут и топчут цветы, оставляют мусор, забывают закрыть кран в умывальнике). То есть при хорошей информированности детей эмоциональнопобудительному и деятельностному компонентам воспитания уделяется недостаточно внимания, и планируемые результаты у таких детей остаются на низком уровне. Актуальным вопросом в дошкольном образовании считаем патриотическое воспитание детей, так как у современных дошкольников представление о родной стране развито недостаточно. Сегодняшние дошкольники в большей мере ориентированы на западные традиции и культуру. Их больше интересуют зарубежные компьютерные игры, мультфильмы, сказочные герои и пр. Поэтому крайней необходимостью является расширение представления детей о родном крае, знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети. На основе расширения знаний об окружающем воспитываются патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Поощряется интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывается чувство гордости за её достижения. Углубляются знания о Российской армии, воспитывается уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возложение с детьми цветов к обелиску и т.д.). Также средством патриотического воспитания является искусство: музыка, литературные произведения, изобразительное искусство. Поэтому педагоги знакомят воспитанников с великими людьми нашей страны: поэтами, писателями, художниками, композиторами, космонавтами, военными деятелями и т.д. Ещё одно из важнейших направлений в патриотическом воспитании – это приобщение детей к традициям народа, к народному творчеству. Педагоги вместе с воспитанниками и их родителями реализуют проекты, направленные на ознакомление с народным творчеством и народными промыслами. Вся работа по воспитанию у детей гражданско-патриотических чувств в детском саду строится по разделам: Моя малая родина. Наши братья, отцы, деды и их славные победы. Народная культура. Национальные ценности. Толерантность. Чтобы осуществлять патриотическое воспитание детей нами создана предметно-пространственная развивающая образовательная среда: Мини-музеи в старших возрастных группах с тематическими выставками (предметы быта, декоративно-прикладное искусство, посуда, одежда и др.). Экспериментальные уголки для исследовательской деятельности во всех 5 возрастных группах. Фотоальбомы на разные темы. Игры, игровые атрибуты для организации детской деятельности. Альбомы иллюстраций, картинок о жизни того или иного народа и др. Предметы народных промыслов. Фильмотека. Коллекция репродукций. Подбор театрализованных кукол для обыгрывания сказок народов России. Подбор аудиозаписей музыкальных произведений и т.д. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ В О С П И Т А Н И Е Содержание образовательного процесса по культурологическому компоненту образовательной программы выстроено в соответствии с целью (обеспечить общедоступность дошкольного образования и интеграцию представителей различных культур, детей-билингвов в российскую образовательную среду) и задачами (обеспечить патриотическое воспитание детей дошкольного возраста; расширить способы толерантного мироотношения в многообразных взаимосвязях ребенка с другими людьми, природой и культурой; обогатить средства культурологического воспитания (адаптированные подвижные игры разных народов, национальные праздники, фольклор); создать пространственно-предметную среду дошкольного учреждения, создающую предпосылки для формирования устойчивых толерантных отношений в среде сверстников. В условиях МБДОУ детский сад №16 осуществляется реализация правового воспитания детей старших групп в соответствии с парциальной программой (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребёнок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013 г.) во время занятий (вкл. в раздел «Познавательное развитие»). 6 Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности реализуется в старших группах в соответствии с парциальной программой (Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет. (Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации)) во время занятий (вкл. в раздел «Познавательное развитие»), либо во время кружковой деятельности. Качество решения воспитательных задач в образовательном процессе основывается на комплексном подходе в работе. Педагоги ДОУ решают воспитательные, обучающие и развивающие задачи в процессе разных форм совместной деятельности с детьми, самостоятельной детской деятельности, взаимодействии с семьями. Для МБДОУ детский сад № 16 важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки), родители привлекаются к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. В результате проведенного самоанализа, организуемой в МБДОУ детский сад № 16 воспитательной работы, сделаны нижеследующие выводы. В целом, динамика личностного развития воспитанника каждой группы показывает положительные результаты: большинство воспитанников овладевает основными культурными способами деятельности, дети проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, овладевают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; воспитанники учатся учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства; учатся подчиняться разным правилам и социальным нормам; могут использовать речь для выражения своих мыслей; многие дети в старшем возрасте способны к волевым усилиям; практически все дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонны наблюдать, экспериментировать; воспитанники обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Нами также определены и основные направления, над которыми далее предстоит работать педагогическому коллективу с воспитанниками, используя различные формы и методы: Знакомить с историей страны, родного края, своего народа и его традициями. Воспитывать любовь к своей семье. 7 Развивать коммуникативные навыки (умение общаться между собой, уступать друг другу, избегать конфликтов), учить давать оценку своим поступкам, проявлять внимание и заботу к другим людям. Развивать мотивацию к осуществлению познавательной и творческой деятельности. Приучать к различным формам общения со взрослым (деловому, познавательному, личностному). Обучать элементарным общественным нормам и правилам поведения, правилам безопасного и здорового образа жизни. Обучать устным средствам вербального и основам невербального общения, достаточным для эффективной коммуникации и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Учить регулировать своё поведение и свою деятельность на основе становления способности предвосхищать и прогнозировать чувства и эмоции – эстетические чувства (чувство прекрасного), моральные чувства (гордость, стыд, вина), интеллектуальные чувства (радость познания). Необходимо закреплять традиционные гендерные представления (развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу). Педагогами также был проведён анализ комфортности совместной деятельности детей и взрослых, проведена оценка качества проводимых общесадовских мероприятий. Определены следующие проблемы. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой общесадовские мероприятия с 1.09.2020 г. не проводятся. Праздники и развлечения проводятся в групповой ячейке, без участия родителей. Большая часть родителей уделяет недостаточно времени воспитанию, образованию и оздоровлению своих детей. Часто это можно объяснить их занятостью (многие работают в г. Нижнем Тагиле: рано уезжают на работу, поздно возвращаются). Педагогическому коллективу приходится отказываться от проведения очных мероприятий с родителями. Большая часть работы с родителями воспитанников проводится в дистанционном формате (родительские собрания, консультации и т.д.) Не все родители прислушиваются к советам воспитателей (нарушается режим дня ребёнка, поздно приводят детей в детский сад, воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак). В дальнейшем планируется совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по вопросам воспитания и образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья. Педагогам так же необходимо обобщить успешный опыт воспитательной работы, организовать открытые показы педагогической деятельности. 2. Цель и задачи воспитания Современный национальный высоконравственный, творческий, воспитательный идеал — это компетентный гражданин России, 8 принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБДОУ детский сад № 16 – личностное развитие воспитанников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач (на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). В сфере личностного развития воспитание детей должно обеспечить: развитие способностей и готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению; принятие ребенком базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью, необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; развитие способности и готовность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; 9 осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни. В сфере общественных отношений воспитание детей должно обеспечить: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; духовную, культурную и социальную преемственность поколений. Задачи воспитания в соответствии с основными направлениями воспитания: Задачи умственного воспитания: развитие мышления воспитанников, их умственные способности. Задачи физического воспитания: развитие у детей потребности в укреплении здоровья, развитие их физических способностей. Задачи трудового воспитания: целенаправленное формирование у детей трудолюбия, уважения к людям труда, позитивного отношения к труду, развитие трудовых действий и навыков. Задачи эстетического воспитания: развитие способностей детей к восприятию, пониманию прекрасного в природе, жизни и искусстве, поддержка стремления к созданию прекрасного. Задачи нравственного воспитания: обеспечение усвоения детьми норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Задачи экологического воспитания: развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания детьми природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Задачи экономического (финансового) воспитания: введение детей в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей; воспитание отношения к деньгам как мере труда человека. Задачи гражданско-правового воспитания: воспитание уважения к закону как своду правил и норм поведения в обществе, развитие понимания детьми прав и обязанностей членов общества и неразрывной связи между правами и обязанностями; воспитание активной жизненной позиции, желания приносить пользу другим людям, обществу. Задачи патриотического воспитания: воспитание любви к малой Родине и Отечеству, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др. Задачи интернационального воспитания: формирование уважения и признания равенства наций. Задачи мультикультурного воспитания: развитие у детей мультикультурного образа мира и мультикультурной компетенции как условия межкультурного взаимодействия и интеграции в глобальное культурное пространство с сохранением собственной культурной идентичности. 10 Принципы воспитания Принцип научности предполагает: отражение в содержании воспитания основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения. Принцип доступности обеспечивает адаптацию научного знания к специфике особенностей личностного развития детей дошкольного возраста: возрастных; половых; национальных; этнических. Принцип прогностичности ориентирует: на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания; возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия; проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения. Принцип последовательности и концентричности обеспечивает: постепенное обогащение содержания различных видов социальной культуры по темам, блокам и разделам; возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний: от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков; познание объектов социального мира в процессе их исторического развития. Принцип системности предполагает формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Принцип интегративности предусматривает возможность: использовать содержание социальной культуры в разных образовательных областях (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие); реализовывать его в разных видах деятельности. Принцип культуросообразности и регионализма обеспечивает становление различных сфер самосознания ребенка на основе: культуры своего народа; ближайшего социального окружения; познания историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона. 11 Принцип «диалога культур» ориентирует на понимание детьми временнóй и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов. Основные психолого-педагогические условия для решения задач воспитательной работы в рамках программы воспитания Условие 1. Взаимодействие и общение между взрослыми и детьми, которое облегчает детям духовно-нравственное саморазвитие и способствует развитию их интересов и возможностей; формированию и поддержке положительной самооценки, уверенности в собственных способностях и возможностях; поддержке инициативы и самостоятельности в специфических для дошкольного возраста видах деятельности; развитию социальных чувств, поддержке положительного, доброжелательного отношения друг к другу и конструктивного взаимодействия в разных видах деятельности Условие 2. Создание насыщенной эмоциональными стимулами социокультурной среды, которая соответствует возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и обеспечивает возможность выбора видов активности, партнеров в совместной деятельности и общении; материалов для игры и продуктивной деятельности; гибкое зонирование помещения, которое обеспечивает детям возможность заниматься разными видами деятельности в одно и то же время, а также уединяться во время игры, при рассматривании книг и т.д.; обогащение окружающей детей среды разнообразными, новыми предметами в целях развития у них любознательности и познавательной активности; представление информации на горизонтальных и вертикальных бумажных и электронных носителях; использование информационных материалов, которые выходят за рамки непосредственного опыта жизнедеятельности детей (детские энциклопедии, познавательные программы и передачи и др.), обобщенных наглядных средств (схем, чертежей, логических таблиц и др.), полифункциональных предметов, элементов декораций, костюмов и аксессуаров для создания «волшебного мира» в сюжетно-ролевой и режиссерской играх; использование мультимедийных средств средств ИКТ; своевременную трансформацию с учетом обогащения жизненного и игрового опыта детей, а также их зоны ближайшего развития Условие 3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности родителей Условие 4. Использование различных форм организации образовательного процесса, в том числе его воспитательной составляющей Игра Наблюдение Эксперементирование Экскурсия Создание моделей объектов и ситуаций Чтение Коллекционирование Мастерская с элементами арт-технологий Реализация проектов Решение ситуативных задач Инсценирование и драматизация 12 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБДОУ детский сад № 16. Интеграция воспитательной работы с образовательными областями Воспитательно-образовательную деятельность в детском саду педагоги выстраивают на основе интеграции образовательных областей, которые предусматривает ФГОС ДО. Познавательное развитие. В ходе познавательного развития перед педагогами стоят задачи: развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность; формировать познавательные действия. В рамках реализации данной образовательной области педагоги также формируют у дошкольников первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. На занятиях дети получают представления о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках; узнают о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Таким образом, на основе актуальных задач познавательного развития можно выделить соответствующие направления воспитательной работы с детьми. Направления воспитательной работы в познавательном развитии детей Направление Первое направление Второе направление Третье направление Описание Развитие представлений об окружающем мире на основе знаков и символов культуры, природы и социума Формирование основ гражданской идентичности – первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Становление основ экологического сознания Воспитательно-образовательная работа выстраивается в каждой возрастной группе по этим направлениям в соответствии с возрастными особенностями. Формирование основ экологического сознания у детей в рамках воспитательной работы Компонент воспитания Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах Младшая Средняя Старшая Подготовительная Информационный, Развитие или знаниевый первичных представлений Развитие представлений об основных Развитие представлений о сезонных Формирование представлений детей о знаках 13 Компонент воспитания Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах Младшая Средняя Старшая Подготовительная о природе ближайшего окружения Эмоциональнопобудительный Деятельностный объектах природы: земля, небо, вода, деревья, цветы, огонь, воздух изменениях и символах в природе, животных, об основных растений, стихиях мира Вселенной, о (земля, вода, самоценности огонь и воздух), мира природы их созидательных и разрушительных характеристиках Воспитание Поддержка Воспитание осознанного желания любознательнос отношения к природе как (мотивации) ти источнику жизненных ресурсов, к изучению и формирование эмоционального отношения объектов живой мотивации к красоте природы, формирование и неживой к изучению мотивации к изучению различных природы. объектов живой природных явлений Поддержка и неживой и нахождению взаимосвязей детской природы. между ними. Создание мотивации любознательнос Воспитание к посильному участию ти и желания осознанного в природоохранных экспериментиро отношения мероприятиях, экологических вать с объектами к безопасным акциях, связанных с защитой неживой правилам природных богатств. Воспитание природы – поведения эстетического отношения водой, песком в природе к природе, умения видеть прекрасное в ее разнообразных проявлениях Вовлечение Принятие Реализация принципа «Мысли детей и исполнение глобально – действуй локально», в практическое правил то есть отражение в поступках экспериментиро безопасного детей осознанного бережного вание с водой поведения отношения к природным и песком для в природе, ресурсам. Например, мы знаем, изучения основанное что птицам зимой трудно их свойств. на знании находить себе корм. Из-за этого Привлечение потенциально многие из них погибают, особенно детей опасных в морозную погоду. Поэтому к выполнению природных мастерим кормушки разовых объектов и не забываем захватить поручений и понимании зернышки, семечки и крошки для по уходу принципов птиц. Организация разнообразной за растениями безопасности. экспериментальной деятельности 14 Компонент воспитания Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах Младшая Средняя Старшая Подготовительная в группе и на участке детского сада, за животными в живом уголке или экологической комнате Организация детей, в том числе эксперименталь самостоятельной, ной по исследованию деятельности и систематизаций свойств детей объектов неживой природы – и формирование воздуха, разных видов почв, воды, понимания того, огня – для построения причиннокак эксперимент следственных связей о двоякой может стать природе стихий, понимания источником детьми того, что в них есть знаний и созидательное, и разрушительное начало Социально-коммуникативное развитие. В рамках данной образовательной области дошкольники усваивают нормы и ценности, которые приняты в обществе, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и участвовать в совместной деятельности. Педагоги развивают у детей самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию; социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость. Также формируют у воспитанников чувство принадлежности к семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; позитивные установки к различным видам труда и творчества. Дети осваивают основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Таким образом, на основе актуальных задач социальнокоммуникативного развития можно выделить соответствующие направления воспитательной работы с детьми. Направления воспитательной работы в социально-коммуникативном развитии детей Направление Первое направление Второе направление Третье направление Четвертое направление Пятое направление Описание Присвоение ребенком моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе Формирование у ребенка уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, национальности, стране, гендерной идентичности, любви к Родине Создание условий для начальной информационной социализации детей Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к разным видам труда и творчества Развитие эмоционального и социального интеллекта, общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками 15 Направления воспитательной работы в социально-коммуникативном развитии детей Направление Шестое направление Описание Становление самостоятельности, целенаправленности и способности к регуляции собственных действий Построение преемственного воспитательного процесса в социальнокоммуникативном развитии детей Взаимодействие с окружающими Направление Развитие эмоционального и социального интеллекта, общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Возрастная 3–4 года: развитие эмоций логика 4–5 лет: развитие социальных чувств и просоциального развития поведения 5–6 лет: формирование начальной коммуникативной компетентности 6–7 лет: формирование социальных представлений и развитие организаторских и лидерских способностей Отношение к труду и творчеству Направление Подраздел Возрастная логика развития Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к разным видам труда и творчества Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к разным видам труда 3–4 года: формирование позитивных установок к разным видам труда, овладение культурно-гигиеническими и элементарными бытовыми навыками и ознакомление с профессиями, которые обеспечивают жизнедеятельность человека 4–5 лет: усвоение первичных представлений о социальной значимости труда, трудовой деятельности и ознакомление с профессиями, которые обеспечивают безопасность жизнедеятельности человека 5–6 лет: формирование основ культуры трудовой деятельности, овладение элементарными рациональными трудовыми навыками и ознакомление с творческими профессиями 6–7 лет: формирование элементарных экономических представлений, создание мотивации к достижению успеха в трудовой деятельности, в том числе учебной, а также при ознакомлении с социально значимыми профессиями 16 Подраздел Возрастная логика развития Развитие креативности как социально-личностного качества 3–4 года: развитие креативности в продуктивной деятельности и игровых действиях с предметамизаместителями 4–5 лет: развитие креативности в процессе словотворчества и ролевого поведения в сюжетно-ролевой игровой деятельности 5–6 лет: развитие креативности при освоении специальных приемов воображения: гиперболизация или приуменьшение признака, акцентирование, комбинирование и др. 6–7 лет: развитие креативности как быстроты, гибкости и оригинальности реакции на новые или необычные жизненные ситуации Социальные роли Направление Формирование у ребенка уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, национальности, стране, к сообществу детей и взрослых в ДОО, гендерной идентичности Возрастная 3–4 года: социальные роли члена своей семьи, логика представителя своего пола развития 4–5 лет: социальные роли члена своей семьи, представителя своего пола и национальности 5–6 лет: социальные роли члена своей семьи, представителя своего пола, национальности и гражданина своего государства 6–7 лет: социальные роли члена своей семьи, представителя своего пола, гражданина своего государства, жителя планеты Земля Информационная социализация Направление Разделы Создание условий для начальной информационной социализации детей Ознакомление дошкольников с современными информационными технологиями и цифровыми устройствами Работа с педагогами ДОО по формированию и совершенствованию навыков использования современных мультимедийных и компьютерных ресурсов в образовательном процессе Консультирование и просвещение родителей по проблемам использования современных мультимедийных и информационных технологий 17 Возрастная логика развития 4–5 лет: овладение ребенком элементарными навыками использования телефона и фотокамеры; ознакомление с принципами работы компьютера и овладение навыками работы с компьютерной мышью и клавиатурой 5–6 лет: овладение навыками работы с электронными устройствами (интерактивной доской, сканером и принтером); понимание принципов использования программы подготовки презентаций, овладение навыками использования компьютерных развивающих программ и игр; воспитание отношения ребенка к компьютеру и гаджету не как к средству для игры и развлечения, а как к средству обучения и самостоятельного получения знаний 6–7 лет: совершенствование навыков работы с электронными и цифровыми устройствами (интерактивной доской, фото- и видеокамерой, сканером и принтером); ознакомление с принципами использования графического редактора и приобретение навыков работы с виртуальным пространством и элементарных умений в области программирования; воспитание ответственного отношения к цифровым ресурсам, стремления самостоятельно использовать мобильные устройства (телефон, планшет) и компьютеры для получения информации, развития Творческие соревнования. Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий. Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а 18 родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки. Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах. МБДОУ детский сад № 16 проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ детский сад № 16. МБДОУ детский сад № 16 помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома. Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Праздники. Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социальнокоммуникативных навыков. Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. 19 Педагогический коллектив вправе не приглашать родителей на праздники в ясельных группах потому, что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается. МБДОУ детский сад № 16 организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ детский сад № 16. Фольклорные мероприятия. Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями. При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ детский сад № 16 . Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев (в т.ч. виртуальных), выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек. В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников: формирование духовно-нравственных норм и ценностей; раскрепощение, снятие эмоционального напряжения; социализация, развитие коммуникативных навыков. В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной. Средства реализации программы воспитания: мультимедийные средства и средства ИКТ; полифункциональные предметы, элементы декораций, костюмов и аксессуаров, которые помогут детям создать «волшебный мир» в сюжетноролевой и режиссерской играх. К средствам реализации программы воспитания также можно отнести наглядные средства: схемы, чертежи, логические таблицы; информационные материалы, которые выходят за рамки непосредственного опыта дошкольников: детские энциклопедии, познавательные программы и передачи и др. 20 Планируемые результаты на основе целевых ориентиров ФГОС и содержания образовательных областей На этапе окончания дошкольного детства ребенок: любит свою семью, принимает ее ценности; проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные символы; осознает свои качества, индивидуальные особенности и возможности, способен к дифференцированной самооценке; имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает чувством эмоционального благополучия и комфорта; относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям; деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность; мотивирован к осуществлению познавательной и творческой деятельности, способен к самостоятельному поиску решений в новой для него ситуации; принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к ее выполнению; способен к разным формам общения со взрослым (деловому, познавательному, личностному); отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со сверстниками; осознает и принимает элементарные общественные нормы и правила поведения; стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни; владеет устными средствами вербального и основами невербального общения, достаточными для эффективной коммуникации и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен к регуляции своего поведения и своей деятельности на основе становления способности предвосхищать и прогнозировать чувства и эмоции – эстетические чувства (чувство прекрасного), моральные чувства (гордость, стыд, вина), интеллектуальные чувства (радость познания). Планируемые результаты программы воспитания на основе личностных качеств ребенка (целевые ориентиры ФГОС ДО) в интеграции информационного (знаниевого), побудительного (мотивационного) и деятельностного компонентов воспитания Дети на этапе окончания дошкольного детства способны быть: Любознательными: в детях развита и получает педагогическую поддержку любознательность, развиваются исследовательские навыки. Дети знают, как учиться самостоятельно и совместно с другими благодаря поддержке взрослых. Они готовы учиться с интересом и стремиться к приобретению знаний в учении на протяжении всей жизни. 21 Обучаемыми, стремящимися к познанию нового, инициативными и самостоятельными: Дети активно интересуются явлениями и объектами окружающей действительности. Они развивают свою природную любознательность и познавательную активность, приобретая жизненные, практические навыки, необходимые для проведения исследований и проявления самостоятельности в совместной деятельности со взрослыми и детьми. Они испытывают удовлетворение от получения новых знаний и умений и сохраняют стремление к познанию и получению новых впечатлений. Эрудированными: дети обладают широким кругозором, имеют представление о социальном и природном окружении, обладают знаниями из различных областей и готовы к пополнению этих знаний. Думающими и анализирующими: дети учатся проявлять инициативу в применении своих мыслительных навыков, проявляя при этом творчество, способны решать сложные проблемы адекватно возрасту. Они способны внимательно обдумывать свой опыт познания, оценить свои сильные и слабые стороны (с помощью взрослых, которые поддерживают их успешность в определенных видах деятельности). Стремятся содействовать своему образованию и личностному развитию. Физически активными и развитыми, стремящимися сохранить и укрепить свое здоровье: дети физически развиты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, физически активны, стремятся удовлетворить и развивать свои потребности в двигательной активности. Они имеют представление о функционировании своего организма и условиях, необходимых для сохранения и укрепления своего здоровья. Они овладевают навыками безопасного поведения в быту, в природе и социуме. Эффективно общающимися: дети обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками, уверенно излагают информацию, выражают свои мысли и чувства на родном и государственном языке, используя разнообразные средства общения. Они эффективно работают в команде и с готовностью сотрудничают и взаимодействуют с другими. Принципиальными: дети стремятся действовать честно, проявляя развитое чувство справедливости и уважения к достоинству личности, группы людей и общества. Объективными и непредвзятыми: дети понимают и ценят национальную культуру и гордятся традициями своей семьи и своего народа, открыты для взаимодействия с другими людьми (из других социальных групп, национальных сообществ). Способны к поиску разнообразных точек зрения. Любящими свою семью, имеющими представление о малой и большой Родине: дети любят свою семью, принимают ее ценности; проявляют интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагируют на государственные символы. Доброжелательными и заботливыми: детям свойственно сопереживание, эмоциональная рефлексия и уважение к чувствам и нуждам других людей. Они проявляют желание помочь другим людям, быть им полезными, стремятся привносить положительные изменения в жизнь других и заботиться об окружающих людях (прежде всего о близких и родных), о питомцах, о природе. 22 Социально адаптированными: дети соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Неравнодушными: дети проявляют сочувствие и уважение к другим людям. Гармонично развивающимися: дети понимают важность интеллектуальной, физической и эмоциональной гармонии для достижения благополучия как для себя, так и для других. Они осознают взаимную зависимость с другими людьми и окружающим миром. Решительными: дети стремятся действовать самостоятельно, проявляют независимость, стремятся осваивать в процессе игровой и иной детской деятельности новые роли, идеи и способы деятельности. 4. Особенности взаимодействия с родителями в рамках воспитательной работы Среди задач ФГОС ДО, которые решают педагоги в рамках основной образовательной программы, – психолого-педагогическая поддержка и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение их в образовательный процесс. Воспитательная работа с детьми также выстраивается в тесном взаимодействии с родителями, повышается их компетентность и оказывается поддержка в вопросах воспитания. Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию. Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач. Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П. Арнаутова). Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. 23 Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалист. Таким образом, Организация занимается профилактикой и борется с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития. Основные направления работы: Изучение семей воспитанников Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы педагогам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребенка. Задачи: 1. Определение социального статуса и самочувствия семьи и воспитанника. 2. Определение индивидуальных особенностей семьи и ребенка, выявление семей с особыми потребностями. 3. Определение ожиданий, воспитательно-образовательных потребностей семьи и ребенка. 4.Определение компетентности родителей, стиля детско-родительских взаимоотношений. Реклама дошкольной образовательной организации Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьей роли дошкольной организации, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. Задачи: 1.Повышение социального статуса дошкольного образования (формулировка ФГОС ДО). 2.Повышение рейтинга дошкольной образовательной организации. 3.Привлечение максимального числа детей дошкольного возраста в организацию 4.Повышение авторитета педагогов организации в глазах родительской общественности, других социальных институтов. 5.Оптимизация оценки качества профессиональной деятельности педагогов, организации в целом. 24 Формы работы: 1. Сайт ДОО Цели Задачи оперативное и объективное информирования общественности о деятельности ДОО, об образовательных услугах ДОО; обеспечение информационной открытости деятельности ДОО; реализация прав граждан на доступ к общедоступной информации при соблюдении норм профессиональной этики педагогической деятельности и информационной безопасности; предоставление достоверной информации об образовательной организации для осуществления независимой оценки качества образования. обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности ДОО; создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров образовательной организации; осуществление обмена педагогическим опытом; стимулирование творческой активности педагогических работников и воспитанников; формирование целостного позитивного имиджа ДОО; презентация достижений воспитанников и педагогического коллектива, его особенностей, истории развития, реализуемых образовательных программах. * Страничка группы на сайте ДОО: достижения группы; фото- и видеоальбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога. 2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фото-отчеты. 3. Открытые показы различных видов детской деятельности. 4. Совместные детско-родительские мероприятия: -досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; -трудовые, благотворительные и другие акции. Информационное обеспечение Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей. Задачи: 1.Всестороннее информационное обеспечение родителей в вопросах семейного воспитания. 2.Освещение вопросов сотрудничества педагогов и родителей. 25 Формы работы: -Интернет- ресурсы: сайт ДОО; социальная сеть; электронная почта; viber; Whats App. -Библиотека детской литературы, литературы для родителей. -Наглядная пропаганда: стенды, папки-передвижки, выставки. -Дистанционные формы: буклеты, листовки, выпуски газет. Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей Задачи: 1.Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников, в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами. 2.Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребенка дошкольного возраста. Формы работы: 1.Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары. 2.Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации. 3.Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра. 4.Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции. Указанные формы работы реализуются по двум направлениям: 1) для массового контингента семей воспитанников; 2) для дифференцированных групп семей: -семьи детей различных возрастных категорий; -семьи будущих первоклассников; -различные категории неблагополучных семей; -семьи детей с поведенческими проблемами; -семьи детей с особыми потребностями; -семьи одаренных детей; -семьи детей, не посещающих ДОУ; Методическая работа с педагогами Успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы. Большая роль в подготовке педагогов по данному направлению принадлежит методической службе ДОО. Старшему воспитателю необходимо так построить методическую работу, чтобы основой профессионального сознания воспитателя стала его внутренняя убежденность в том, что, во-первых, семье принадлежит приоритетная роль в формировании личности ребенка; во-вторых, каждая семья уникальна, поэтому необходим дифференцированный подход к повышению психологопедагогической культуры. Это требует перестройки мотивационной сферы, профессионального мышления, коррекции поведения, причем не только в процессе воздействия извне, но и на основе самовоспитания, самообразования, педагогической рефлексии. Другими словами, необходим более высокий уровень 26 профессионально-педагогической культуры, благодаря чему у педагога появится осознание необходимости деформирования и переформирования профессиональной деятельности на основе замены одних приемов взаимодействия с родителями другими, овладения новой технологией общения с ними. Задачи: 1.Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах семейного воспитания, взаимодействия с семьей. 2.Овладение навыками эффективного общения, обогащение коммуникативного опыта. 3.Расширение арсенала интерактивных форм взаимодействия педагога с семьей воспитанника, эффективных методов и приемов психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка. Направления, формы и содержание работы Направление Содержание Форма 1. Содержательное (теоретическое) Основы семьи и семейного воспитания Консультация Лекция Мультимедиапрезентация Тренинг Психологическое упражнение Мозговой штурм Деловая игра Практические упражнения Семинар Круглый стол Мозговой штурм Апробация форм работы 2. Личностнопсихологическое Психологическая, эмоциональная подготовка педагога 3. Коммуникативное Овладение навыками эффективной коммуникации, приемами эффективного социального взаимодействия 4. Методическое Формы, методы и приемы эффективного взаимодействия педагога с семьей. Система мониторинга эффективности работы. ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ДОО Установление личного контакта педагога с родителем является важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций. Важно ежедневно информировать родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Всей своей работой сотрудникам ДОО необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. 27 Планируемые результаты: В целом, меняется характер взаимодействия педагогов с родителями. Для родителей: мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями»; у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования; развивается более глубокое понимание процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста и сложностей, которые с этим связаны; возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; делается выбор детского сада для второго ребенка; Родители обучаются видам деятельности, которыми можно заниматься с детьми дома; взрослые знакомятся с друзьями своих детей, устанавливаются дружеские связи с другими родителями. Для детей: возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым; присутствие и участие родителей в деятельности доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер; знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания; дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке. Для педагогов и ДОО: возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в образовательном процессе с детьми; возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома; возможность понять, какие увлечения взрослые члены семьи разделяют со своим ребенком. 28 5. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в МБДОУ детский сад № 16 воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ детский сад № 16, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ детский сад № 16 воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад № 16. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не 29 удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МБДОУ детский сад № 16 совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад № 16. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: качеством проводимых общесадовских мероприятий; качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ детский сад № 16 является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 6. Нормативно-правовая документация 1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года ─ ООН 1990. 2. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп. от 1 июля 2020 года). 3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384). 5. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования». 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс] ─ Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/. 30 7. Санитарно- эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». 8. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 9. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 10. Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарноэпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». 11. Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.). 12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 14. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. Основные локальные акты: 1. Устав МБДОУ детский сад №16. 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 (с изменениями от 28.08.2020 г. приказ №105/1-Д). 3. План работы на учебный год. 4. Календарный учебный график. Используемые парциальные программы: 1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – СПб: Издательство «Невская нота», 2010 г. 2. Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. –Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2011 г. 3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребёнок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013 г. 4. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М., 2009 г. 5. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная 31 образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет. (Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации). 32 8. Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 уч.г. ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАДИЦИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ Срок проведения Сентябрь Первая младшая Адаптационный период Вторая младшая Праздник «День здоровья» Октябрь Адаптационный период Спортивный праздник «Весёлые старты» Ноябрь Декабрь Развлечение «Осеннее приключение» (05.10) Праздник «Снегурочка в гостях у малышей» (24.12) Праздник «Новогодняя история» (27.12) Праздник «Открытие зимнего городка» (12.12) Старшая Праздник «День знаний» (01.09) Спортивный праздник «Осенние Спортивный праздник «Осеннее старты» многоборье» Ярмарка народных промыслов «Золотые руки» (творческие проекты) Развлечение «Раскрасавица Матрёшка» (06.10) Праздник «День здоровья» (11.10) Спортивный праздник «Весёлые старты» Новогоднее представление (28.12) Праздник «Золотая Хохлома» (08.10) Праздник «День здоровья» (12.10) Конкурс чтецов, посвящённый Дню Матери «Единственной маме на свете» (26.11) Новогоднее представление (29.12) Развлечение «Буду, как папа!» 18.02 Праздник «8 Марта – мамин день» (03.03) Март Развлечение «Очень любим мамочку» (01.03) Равлечение «Праздник милой мамочки» (02.03) Апрель Развлечение «Лучик солнышка» (12.04) Развлечение «Весенние чудесенки» (15.04) Развлечение «Физкультура для зайчонка» (05.04) Праздник «Букет Весны» (04.03) Праздник игрушек Праздник «Народные промыслы на весёлой ярмарке» (13.10) Праздник «День здоровья» (14.10) Конкурс чтецов, посвящённый Дню Матери «Ты одна такая – любимая, родная» (24.11) Новогоднее представление (30.12) Праздник «Открытие зимнего городка» (12.12) Праздник «Тяжело в учении – легко в бою» 25.02 Праздник «Мама, будь всегда со мною рядом» (07.03) 24 – 30.03 Всероссийская неделя музыки для детей Праздник «Дружно мы Праздник «Приходи, Весна, мы Праздник «Весенний хоровод» Весну встречаем» (18.04) ждём» (22.04) (20.04) Спортивный праздник Спортивный праздник «Мы – Спортивный праздник «Если «Путешествие в космос» космонавты» (13.04) очень захотеть – можно в космос (11.04) полететь» (14.04) Праздник «Вечная память и слава» (04.05) Май Подготовительная Праздник «День знаний» (01.09) Праздник «День здоровья» Праздник «Открытие Праздник «Открытие зимнего зимнего городка» (12.12) городка» (12.12) Развлечение «Прощание с ёлочкой» (12.01) Праздник «Зимняя Олимпиада» Праздник «Летчики, Праздник «Юные защитники» танкисты» 21.02 24.02 Январь Февраль Возрастная группа Средняя Праздник «Желтый, Спортивный праздник Спортивный праздник «Веселые красный, зеленый» (12.05) «Веселые туристы» (13.05) туристы» (16.05) Прощальный концерт воспитанников подготовительной группы с детским садом (26.05) Праздник «Салют Победы» (06.05) Праздник «До свиданья, детский сад!» (27.05) 33 Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ДОСУГОВ Группа Тема досуга Тема «Здравствуй осень» Вторая младшая группа Развлечение «Золотая осень» Развлечение «Золотая осень» Средняя группа Старшая группа Спортивная квест – игра «Малая Родина» Подготовительная к школе группа Спортивная квест – игра «Малая Родина» Тема «Здоровячки» Вторая младшая группа Развлечение «Загадки с овощной грядки». «День здоровья» Средняя группа «День здоровья» Старшая группа «День здоровья» Подготовительная к школе группа Тема «Подвижные игры» Вторая младшая группа «Сказочное путешествие» Средняя группа «Ярмарка подвижных игр» Старшая группа «Ярмарка подвижных игр» Подготовительная к школе группа «Ярмарка подвижных игр» Тема «Открытие зимнего городка» Вторая младшая группа «Открытие зимнего городка» Средняя группа «Открытие зимнего городка» Старшая группа «Открытие зимнего городка» Подготовительная к школе группа «Открытие зимнего городка» Тема «Зимние забавы» Вторая младшая группа «Встреча со Снеговиком» «Мы мороза не боимся» Средняя группа Старшая группа «Зимние забавы» Подготовительная к школе группа «Зимние забавы» Тема «Рад Отечеству служить» Вторая младшая группа Физкультурный досуг «Буду, как папа!» Средняя группа Военно-патриотическая игра «Зарница» Старшая группа Военно-патриотическая игра «Зарница» Подготовительная к школе группа Военно-патриотическая игра «Зарница» Тема «Ай, да масленица»! Вторая младшая группа Масленица Средняя группа Масленица Старшая группа Масленица Подготовительная к школе группа Масленица Тема «Весенняя юморина» Вторая младшая группа «Физкультура для зайчонка» Средняя группа «День улыбки» Старшая группа «Мама, папа, я – спортивная семья!» Подготовительная к школе группа «Мама, папа, я – спортивная семья!» Тема «Весенние старты» Вторая младшая группа «Весенняя эстафета» Средняя группа Эстафета «Веселые старты» Старшая группа Весенний кросс на стадионе «Олимп» Подготовительная к школе группа «Дружная семья», ГТО сдаём вместе. 34 ТВОРЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ Конкурс Муниципальный уровень Муниципальный конкурс проект-рисунков по профилактике дорожной безопасности «Будь осторожен с огнём» Муниципальный конкурс, посвященный Дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой» Мастер-класс для педагогов ГГО по работе с фото и видео контентом Муниципальный конкурс «Лучший мини музей» Муниципальный конкурс творческих коллективов дошкольных образовательных организаций «Дорожные звёздочки» Муниципальный конкурс рисунков «ЭкоДОМ» Выставка ДПИ и ИЗО «Умелые ручки» для ДОУ (заочно) Муниципальная акция «Безопасный Новый год» Муниципальная акция «На страже здоровья» Муниципальный этап областного конкурса патриотической песни «Салют, Россия!» Муниципальная выставка детского технического творчества (в рамках областного Фестиваля детского технического творчества «ТЕХНОFEST») (заочно) Муниципальный этап областного конкурса детских и юношеских театров моды «Булавка» (заочно) Муниципальный этап областной интеллектуально-творческой игры «Green Team» (Заочно) Мастер-класс для педагогов ГГО «Творческое вдохновение» Муниципальный конкурс «Мой любимый музей» (в рамках областного конкурса) Муниципальный конкурс детского художественно самодеятельного творчества «И даже в сказках мы спасаем» Муниципальный КВИЗ «Мой космос», посвящённый Дню космонавтики Муниципальная акция ко Дню Победы Муниципальный конкурс «3Д Игра» Муниципальный конкурс детского самодеятельного творчества «Майская радуга» Муниципальный конкурс «Лето мечты» Муниципальный конкурс фотографий «Живая природа» Муниципальный конкурс «Юные защитники» Дата проведения Организатор 09 РДДТ 08.10 РДДТ 25.10 РДДТ 12.11 11 РДДТ 06.12 03.12 10.01 14.01 21.01 РДДТ РДДТ РДДТ РДДТ РДДТ До 18.01 РДДТ 14.02 04.03 10.03 29.03 РДДТ РДДТ РДДТ РДДТ РДДТ 9.04 РДДТ 04 РДДТ 05 10.05 РДДТ РДДТ РДДТ 20.05 30.05 13.05 31.05 РДДТ РДДТ РДДТ 35