1 1.6. ИОМ воспитанника групп общеразвивающей направленности ДОО разрабатывается по результатам педагогической диагностики личностного развития с целью индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития, т.е. для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности). 2.Цели и задачи 2.1. Целью разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника является обеспечение реализации права воспитанников в ДОО на обучение в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья. 2.2.Задачи: определение основных организационных механизмов для обучения воспитанников в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья; определение ответственности педагогических работников ДОО при обучении воспитанников по индивидуальному образовательному маршруту. 3. Разработчики и участники реализации индивидуального образовательного маршрута 3.1. ИОМ разрабатывается: по результатам педагогической диагностики воспитателями групп общеразвивающей направленности; по результатам комплексного обследования специалистами ДОО (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем) и воспитателями. 3.2.Координацию работы педагогов по разработке и реализации ИОМ осуществляет председатель психолого-педагогического консилиума (далее по тексту - ППк) ДОО. З.З. Старший воспитатель ДОО также несёт ответственность за содержание и выполнение ИОМ. 3.4. Воспитатель: - создает ситуацию успеха у ребенка, способствует активному взаимодействию детей, снимает отрицательные эмоции, связанные с недостатками в развитии; - взаимодействует со специалистами ДОО в рамках индивидуальной программы развития; - планирует работу с учётом коррекционно-развивающего компонента; - проводит педагогическую диагностику ребенка с ОВЗ через наблюдение; - участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АООП ДОО, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; - отслеживает динамику развития ребёнка с ОВЗ в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 3.5.Специалисты: 3.5.1. Инструктор по физической культуре: - изучает и развивает двигательную сферу ребенка: (общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и согласованность движений, смысловую организацию движений, умение выполнять действия по показу и речевой инструкции); - проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей физического и психического развития; - использует специальные упражнения, которые способствуют тренировке правильного дыхания, удлиненного выдоха, развитию темпо-ритмической организации; - участвует в выборе методов закаливания ребенка с ОВЗ, даёт практические советы родителям и педагогам. 3.5.2. Музыкальный руководитель: - развивает мелодико-интонационную выразительность речи; - закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики); - осуществляет подбор музыкально-терапевтических произведений, речевого, певческого материала, адекватного речевому развитию ребёнка; 2 - разрабатывает программу изучения и наблюдения за ребенком на музыкальных занятиях; -отслеживает динамику развития у ребенка музыкально-ритмических видов деятельности. 3.5.3. Учитель-логопед: - обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка с ОВЗ (словарь, грамматический строй, звукопроизношение, фонематические процессы); - устанавливает уровень речевого развития; - ведет документацию в установленном порядке; - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ; - отслеживает динамику развития ребёнка с ОВЗ в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 4. Организационные механизмы, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении в целях обучения по индивидуальному образовательному маршруту К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОО с целью соблюдения права воспитанников на обучение по индивидуальным образовательным маршрутам относятся: информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту; выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки индивидуального образовательного маршрута; разработка основной образовательной программы ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО; разработка основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, включающая в качестве механизма её реализации индивидуальные образовательные маршруты; организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту в строгом соответствии с требованиями ФГОС ДО; работа внутри педагогического коллектива ДОО по технологии разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 5. Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении индивидуального образовательного маршрута 5.1. Педагогический работник дошкольной образовательной организации информирует родителей (законных представителей) о возможности обучения воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением. 5.2. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться с: с основной образовательной программой дошкольного образования; с предлагаемым ДОО проектом ИОМ и условиями его реализации. 5.3. После согласования ИОМ передаётся, ответственному лицу за координацию работы по составлению и реализации ИОМ. 5.4. ИОМ утверждается заведующим ДОО. 5.5. Выбор занятий, форм работы с ребёнком для включения в индивидуальный образовательный маршрут осуществляется с учётом возрастных и личностных особенностей воспитанника. 6. Структура индивидуального образовательного маршрута 6.Индивидуальный образовательный маршрут состоит из пяти взаимосвязанных разделов (Приложение): 6.1. Титульный лист с персональными данными воспитанника: ФИО, дата рождения, домашний адрес, телефон родителей, дата поступления в ДОО, возраст на момент поступления. 3 6.2. Сведения о родителях и семье, других родственников с указанием степени родства, года рождения, образования, места работы или учёбы, статуса семьи по количеству детей, каким является по счёту воспитанник ДОО, статуса семьи по составу. 6.3. Медицинская карта здоровья: индивидуальные особенности и параметры воспитанника (вес, рост, группа здоровья, группа занятий по физкультуре, хронические заболевания, аллергические реакции, противопоказания, рекомендации). 6.4. Динамика развития ребёнка: 6.4.1. Результаты общей диагностики по образовательным областям (Социальнокоммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественноэстетическое развитие, Физическое развитие) на все учебные года с рекомендациями выпускного года, содержащие ежегодные подписи воспитателя, ведущего воспитанника, и подписи родителей (законных представителей). 6.4.2. Готовность к школе, содержит результаты последней итоговой диагностики выпускника по параметрам готовности (Личная и социально-психологическая готовность. Интеллектуальная готовность. Эмоциональная готовность), уровню готовности (высокий, средний, низкий) с заключением о готовности воспитанника к обучению в школе (абсолютно готов к обучению, готов к обучению, условно готов к обучению, не готов к обучению) и рекомендацией педагогов ДОО для школьных педагогов и родителей. 6.5. Индивидуальный маршрут развития: содержит выявленные трудности в развитии воспитанника по образовательным областям на каждый учебный год с планом индивидуальной работы помесячно или поквартально и результаты действия маршрута с рекомендациями на следующий учебный год. 7. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление 7.1. Реализация ИОМ в ДОО является обязательным условием обеспечения реализации права воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту, в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья и регулируется настоящим положением. 7.2. ИОМ с приложениями систематизируется, оформляется ответственным лицом и предоставляется старшему воспитателю по окончании реализации индивидуального образовательного маршрута. 7.3. После выпуска ребёнка в школу, сдаётся в архив и хранится в ДОО. По запросу родителей передаётся им под роспись. 8. Ответственность 8.1.Ответственность за составление и реализацию индивидуального образовательного маршрута несут участники образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством. 8.2. В ДОО приказом заведующего назначается ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 8.3. Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивает: организацию работы в ДОО по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего, одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с низким уровнем освоения ООП; контроль за соответствием индивидуальных образовательных маршрутов федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования; контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов; взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; организацию использования необходимых форм поддержки реализации индивидуальных образовательных маршрутов в ДОО; 4 организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; анализ работы по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и представление его результатов на Педагогическом совете ДОО. руководствуется в своей деятельности: требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования; приказами и распоряжениями заведующего ДОО, уставом и локальными нормативными актами, а также настоящим Положением. 5 ПРИЛОЖЕНИЕ Титульный лист Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста Ф. И. ребенка__________________________ дата рождения:______________________ 1. Общие сведения 1. ФИО ребенка ______________________________________________________________________ 2. Дата рождения (возраст) _____________________________________________________________ 3. Место жительства __________________________________________________________________ 4. Информация о родителях ФИО матери ___________________________________________________________________ Место работы __________________________________________________________________ Контактный телефон ____________________________________________________________ ФИО отца _____________________________________________________________________ Место работы __________________________________________________________________ Контактный телефон ____________________________________________________________ 5. Краткая характеристика семьи __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 6. Краткая характеристика социальной ситуации развития __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 7. Информация о состоянии здоровья (заполняется мед. работником на основе медицинской карты) __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 8. Дата проведения ТОПМПК __________________________________________________________ 9. Заключение ТОПМПК _______________________________________________________________ 10. Рекомендации ТОПМПК __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 11. Индивидуальный образовательный маршрут разработан впервые, повторно (нужное подчеркнуть) 12. Срок реализации ___________________________________________________________________ 6 13. Индивидуальный образовательный маршрут разработали: ___________________ ____________________ ______ (Должность) (Подпись) (Расшифровка подписи) ___________________ ____________________ _____________________________ (Должность) (Подпись) (Расшифровка подписи) ___________________ ____________________ _____________________________ (Должность) (Подпись) (Расшифровка подписи) ___________________ ____________________ _____________________________ (Должность) (Подпись) (Расшифровка подписи) С информацией ознакомлены _______________ (____________________) (подпись) (расшифровка подписи) Дата 2. Психолого- педагогическая характеристика ребенка Сильные стороны развития ребенка Направления развития, требующие внимания и коррекции «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» С информацией ознакомлены _______________ (____________________) (подпись) (расшифровка подписи) Дата 7 3. Программа реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника Модуль образовательной программы дошкольного образования Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Задачи Формы, способы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанника Педагогические действия Планируемые результаты Прописывают воспитатели Прописывают воспитатели Прописывают воспитатели Прописывают воспитатели, музыкальный руководитель Прописывают воспитатели, инструктор по физической культуре С информацией ознакомлены _______________ (____________________) (подпись) (расшифровка подписи) Дата 4. Организация коррекционно- развивающей работы с ребенком № п/п Направление (вид) развивающей работы Содержание работы Взаимодействие с педагогами, родителями Характеристика динамики развивающей работы Коррекционно-развивающая работа Примечание С информацией ознакомлены _______________ (____________________) (подпись) (расшифровка подписи) Дата 8 5. Планируемый результат реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 6. Формы контроля и учета достижений ребенка в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута Форма контроля Периодичность контроля 7. Организационно-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута Программное обеспечение Модуль образовательной программы дошкольного образования Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Наименование программы Применяемые образовательные технологии Кадровое обеспечение ФИО специалиста, участвующего в реализации ИОМ Должность Образование Квалификационная категория (при наличии) 9 8. Рекомендации _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ С информацией ознакомлены _______________ (____________________) (подпись) (расшифровка подписи) Дата 10