ПОЛОЖЕНИЕ об оказании ситуационной помощи инвалидам сотрудниками МБДОУ детский сад 16

об оказании ситуацион ной пом ощ и инвалидам сотрудн и кам и
М Б Д О У детск и й сад № 16
Н асто я щ ее П о л о ж ен и е р азр а б о та н о в со о тветстви и с К о н вен ц и ей О О Н о
п р ав ах и н вал и д о в, Ф ед ер ал ьн ы м зак о н о м от 1 д ек аб р я 2014 г. N 4 1 9 -Ф З «О в н е­
сен и и и зм ен ен и й в о тд ел ьн ы е зак о н о д ател ь н ы е акты Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и по
в о п р о сам со ц и ал ьн о й защ и ты и н в ал и д о в в связи с р ати ф и к ац и ей К о н в е н ц и и о
п р ав ах и н вал и д о в» ; р еал и зац и ей Г о с у д ар с тв е н н о й п р о гр ам м ы « Д о сту п н ая ср ед а»
н а 2 0 1 1 -2 0 2 0 годы »; Ф ед ер ал ьн ы м зак о н о м о т 24 н о яб р я 1995 г. № 181 -Ф З «О
со ц и ал ь н о й защ и те и н вал и д о в в Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и » , Ф ед ер ал ьн ы м зак о н о м
о т 2 9 .1 2 .2 0 1 2 № 2 7 3 -Ф 3 «О б о б р азо в ан и и в Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и » , п р и к азо м
М и н и ст ер ст в а о б р азо ван и я и н ау ки р о сс и й ск о й ф ед ер ац и и от 9 н о яб р я 2015 г.
№ 1 3 0 9 «О б у твер ж д ен и и п о р я д к а о б есп еч ен и я у сл о в и й д о сту п н о сти для
и н в ал и д о в о бъ ектов и п р ед о став л я е м ы х у сл у г в сф ер е о б р азо в ан и я, а такж е
о к азан и я им при этом н ео б х о д и м о й п о м о щ и » , У ставо м М Б Д О У д е тс к и й сад №
16.

1. О бласть прим енения
1.1. Н асто я щ ее п о л о ж ен и е у с т ан ав л и в а ет п о р я д о к о р ган и зац и и и ал го р и тм
о к азан и я си ту ац и о н н о й п о м о щ и и н в ал и д ам и л и ц ам с о гр ан и ч ен н ы м и воз­
м о ж н о стя м и зд о р о вья (д ал ее по тек с ту и н вал и д ы ), о б е сп еч ен и е у сл о в и й для
б есп р еп ятств ен н о го д о сту п а.
1.2. Д ей ств и е н асто ящ его п о л о ж ен и я р асп р о стр ан яется н а со тр у д н и к о в
М Б Д О У д етски й сад № 16.
2. Б уквенн ы е коды и категории ин валидности
Д л я р еал и зац и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и каж д о й гр у п п е и н в ал и д о в н о р м а­
ти вн о у стан о вл ен код (б у к в ен н ы й ), к о то р ы й п о зв о л я ет си ст ем ати зи р о в ать
д е я т ел ь н о ст ь М Б Д О У д етск и й сад № 16 по о п р ед ел ен и ю и п р е д о став л ен и ю
ви д о в
у сл у г
и н вал и д ам
и
ви д о в
п ом ощ и ,
п р ед у см о тр ен н ы х
зак о н о д ател ь ств о м Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и . Б у к вен н ы й код и н в ал и д у
у ст ан ав л и в ается в Г л авн ы х б ю ро м ед и к о -со ц и ал ь н о й эк сп ер ти зы в су б ъ ек тах
Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и (Ф Г К У М С Э ) и зан о си тся в сп р авку и н вал и д а.
Т аблица 1 - К л асси ф и к ац и я ф орм ин валидности
И н в ал и д н о сть у стан ав л и в а ю т и сх о д я из к о м п л ек сн о й о ц ен к и со сто ян и я
зд о -р о в ь я гр аж д ан и н а в со о тв етств и и с К л асси ф и к ац и я м и и кр и тер и ям и ,
у т в е р -ж д е н н ы м и М и н тр у д о м Р Ф . Д л я р еш ен и я во п р о со в со зд ан и я д о сту п н о й
ср ед ы
ж и зн ед еятел ьн о сти
на
о б ъ ек тах
со ц и ал ьн о й
и н ф р астр у к ту р ы
р а зр а б о та н а кл асси ф и к ац и я ф о р м и н в ал и д н о сти , к о то р у ю у сл о в н о м о ж н о
о б о зн ач и ть « п ен тад а к о сгу » “. В зав и си м о ст и от ф орм ы и н в ал и д н о ст и ли ц о
стал к и в ается с о п р ед ел ен н ы м и б ар ьер ам и , м еш аю щ и м и ем у п о л ьзо в ать ся

зд ан и я м и , со о р у ж ен и ям и и п р е д о став л я е м ы м и н асел ен и ю у сл у гам и н ар ав н е с
о стал ь н ы м и лю дьм и .
Буквенное
Формы инва­
Графическое Характеристика барьеров окружаю­
обозначение
лидности
изображение
щей среды для инвалидов разных
форм
К
Инвалиды, пере­
Для инвалидов, передвигающихся на
двигающ иеся на
креслах-колясках

о

1

Инвалиды с на­
рушениями
опорно­
двигательного
аппарата

ш

ша т

ЕЯ

креслах-колясках, барьерами различной
степени выраженности могут быть по­
роги, ступени, неровное, скользкое по­
крытие, неправильно установленные
пандусы, отсутствие поручней, высокое
расположение информации, высокие
прилавки, отсутствие места для разво­
рота на кресло-коляске, узкие дверные
проемы, коридоры, отсутствие посто­
ронней помощи при преодолении пре­
пятствий (при необходимости) и др.
физические и информационные барье­
ры.

Для инвалидов с нарушениями опорнодвигателъного аппарата
барьерами
различной степени выраженности м о­
гут быть:
1) для лиц, передвигаю щ ихся самостоя­
тельно с помощ ью тростей, костылей,
опор - пороги, ступени, неровное,
скользкое покрытие, неправильно уста­
новленные пандусы, отсутствие поруч­
ней, отсутствие мест отды ха на пути
движения и др. физические барьеры;
2) для лиц, не действую щ их руками препятствия при выполнении действий
руками (открывание дверей, снятие
одежды
и обуви и т.д., пользование

П рик аз М и н труд а РФ о т 2 9 сентября 2 014 г. № 6 64 н « О к л ассиф ик ациях и к ритерия х, и спол ь з уем ы х при осу щ е ст в л е н и и м ед и к о­

соц и а л ь н ой эк сп ерти з ы граж дан ф едераль ны ми го су д а р ств е н н ы м и учреж д ен ия м и м ед и к о-соц и а л ь н ой эк сп е р т и з ы »
М етодическ ие рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «М етодик а паспортизации и классификации объ ек тов и у с л у г е целью их
объ ек тивной оценки для разработки мёр, обеспечив ающ их их доступн ость . М етодическ ое п особие».

С

Инвалиды с на­
рушениями зре­
ния

;Ц|

ч

г

Инвалиды с на­
рушениями слуха

ш
■

У

Инвалиды с на­
рушениями
умственного раз­
вития

м

краном, клавишами и др.), отсутствие
помощи на объекте социальной инфра­
структуры для осуществления действий
руками.

Для инвалидов с нарушениями зрения
барьерами различной степени вы ра­
женности могут быть отсутствие так­
тильных указателей, в том числе на­
правления движения, информационных
указателей, преграды на пути движения
(стойки, колонны, углы, стеклянные
двери без контрастного обозначения и
др.); неровное, скользкое покрытие, от­
сутствие помощи на объекте социаль­
ной инфраструктуры для получения
информации и ориентации и др.

Для инвапидов с нарушениями слуха
барьерами различной степени выра­
женности могут быть отсутствие зри­
тельной информации, в том числе при
чрезвычайных ситуациях
на объекте
социальной инфраструктуры, отсутст­
вие возможности подклю чения совре­
менных технических средств реабили­
тации (слуховых аппаратов) к системам
информации (например, через индук­
ционные петли), электромагнитные по­
мехи при проходе через турникеты,
средства контроля для лиц с кохлеар­
ными имплантами, отсутствие сурдо­
переводчика, тиф лосурдопереводчика и
др. информационные барьеры.

Для инвалидов с нарушениями умствен­
ного развития барьерами различной
степени выраженности могут быть от­
сутствие понятной для усвоения ин­
формации на объекте социальной ин­
фраструктуры, отсутствие помощи на
объекте социальной
инфраструктуры
для получения информации и ориента­
ции и др.

3. О беспечение услови й дл я бесп р еп ятствен н ого доступа
3.1.
В ц елях о б есп ечен и я у сл о в и й д л я б есп р еп ятств ен н о го д о с т у п а в зд ан и я
и п о м ещ ен и я М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 и н вал и д о в, н у ж д аю щ и х ся в
си ту ац и о н н о й пом ощ и:
Н азвание организации

а) п о д го то вл ен ы п ар к о в о ч н ы е м е с т а д л я ав то тр ан сп о р та л и ц с о гр ан и ч ен н ы м и
в о зм о ж н о стям и ;
б) зд ан и я и п о м ещ ен и я о б о р у д о в ан ы эл ем ен там и д о сту п н о сти (п ан д у сы , п о ­
р у ч н и , ш и р о к и е д в ер н ы е п р о ем ы , к н о п к а в ы зо в а п ер со н ал а и д р .) в со о тв етст­
ви и с тр еб о в ан и ям и к д о с ту п н о ст и ср ед ы д л я м ал о м о б и л ь н ы х гр аж д ан С П
5 9 .1 3 3 3 0 .2 0 1 2 , Г О С Т Р 5 1 6 7 1 -2 0 0 0 , Г О С Т Р 5 2 875-2007;

г) зо н ы о к азан и я у сл у г и с а н и т ар н о -ги ги е н и ч ес к и х п о м ещ ен и й о б о р у д о в ан ы
э л е м е н та м и д о сту п н о сти в со о тв етств и и с т р еб о в ан и я м и к сан и тар н ы м к о м н а­
там д л я м ал о м о б и л ь н ы х гр у п п н асел ен и я;
д ) и м ею тся в н али ч и и тех н и ч ес к и е ср ед ств а р еаб и л и тац и и , п о зв о л я ю щ и е п е­
р ед в и гать ся вн е и вн у тр и зд ан и я;
3.2.
Т р еб о ван и я к о б есп еч ен и ю у сл о в и й д л я б есп р еп ятств ен н о го д о с т у п а в
зд ан и я х и п о м ещ ен и ях и н в ал и д о в по к атего р и ям п р и вед ен ы в т аб л и ц е 2.

Т абл и ц а 2 - Т ребования к обесп еч ен и ю услови й для бесп р еп ятствен н ого
доступ а в здания и п ом ещ ен и я ин валидов по адресу:
С в е р д л о в с к а я о б л ас ть , П р и г о р о д н ы й р а й о н , п. Н о в о а с б е с т , у л. 1-я Т а г и л ь с к а я ,

Д.55
Н ал и ч и е п р и сп о со б л ен н о й вх о д н о й
гр у п п ы зд ан и я для и н в ал и д о в (п ан д у сы
и д р у ги е у ст р о й с тв а и п р и сп о со б л ен и я )

В х о д в зд ан и е о б о р у д о ван п ан д у со м ,
сту п ен и и п л о щ ад к а в х о д а в зд ан и е с
п р о ти в о ск о л ь зя щ и м
п о кр ы ти ем .
И м еется
п а р к о в к а д л я тр ан сп о р тн ы х
ср ед ств и н вали д ов.
В х о д н ы е д вер и не и м ею т п о р о го в ,
и м ею т п и к то гр ам м у , о б о р у д о ван ы
зво н ко м .
Н ал и ч и е в о зм о ж н о стей п ер ем ещ ен и я
Н а л ес тн и ч н ы х п р о л ётах м еж д у 1-м и
и н в ал и д о в
вн у тр и
зд ан и я
(п р и с п о ­ 2 -м этаж о м у стан о в л ен ы п е р и л а с
со б л е н и е ко р и д о р о в, л ес тн и ц и т .д .) .
д в у х сторон . В зд ан и и о б о р у д о ван ы
зо н ы о тд ы х а д л я о б л егч ен и я
п ер ед в и ж ен и я м ал о м о б и л ь н ы х груп п
н асел ен и я. И Т .д.
Н ал и ч и е сп ец и ал ьн о о б о р у д о в ан н ы х
са н и тар н о -ги ги ен и ч еск ая к о м н ата,
сан и тар н о -ги ги ен и ч еск и х п о м ещ ен и й
о б о зн ач ен н ая п и к то гр ам м о й . К о м н ата
о сн ащ ен а
са н и т ар н о -тех н и ч еск и м
д л я и н в ал и д о в (п ери ла, п о р у ч н и ,
о б о р у д о ван и ем ,
п о р у ч н ям и ,
сп ец и ал и зи р о в ан н о е сан тех н и ч еск о е
к р ю ч к ам и
для
о д еж д ы , о тки д н ы м и
о б о р у д о в а н и е и т.д.)
сту л ьч и к ам и ,
кнопкой
вы зова
п е р со н ал а и т.д.
О сн а щ ен и е зд ан и й
и со о р у ж ен и й
В с е п о м ещ ен и я о сн ащ ен ы п р о ти в о ­
с и ст ем а м и п р о ти в о п о ж ар н о й
п о ж ар н о й зв у к о в о й си гн а л и за ц и ей с
си гн а л и за ц и и и о п о вещ ен и я с д у б л и р у ю ­ о п о в ещ ен и ем л ю д ей п ри п о ж ар е.
щ и м и св ето в ы м и у стр о й ств ам и
О сн а щ ен и е зд ан и й и н ф о р м ац и о н н ы м и р азм ещ е н ы
стен д ы
с
д о сту п н о й
у ст р о й с тв ам и , таб л о с так ти л ьн о й
и н ф о р м а ц и ей
об
у сл у гах . В се
н азв ан и я
и
н о м ер а
п о м ещ ен и й
(п р о стр ан ств ен н о -р ел ь еф н о й )
д у б л и р у ю тся
п и к то гр ам м а м и
и
и н ф о р м а ц и ей и др.
т ак т и л ь н ы м и
таб л и ч к ам и ,
вы п о л н ен н ы м и ш р и ф то м Б р ай л я и т.д.

4. А лгоритм оказания си туац и он н ой пом ощ и инвалидам
4.1. С и туац ионн ая пом ощ ь и н вал и ду с кодом «К »
4.1.1 О р ган и зац и о н н ы е м ер о п р и я ти я М Б Д О У д етск и й сад № 16:
а) н а сто ян к е ав то тр ан сп о р тн ы х ср ед ств о ко л о М Б Д О У д е тс к и й сад № 16
н ео б х о д и м о
вы д ели ть м еста, д л я п ар к о в к и сп ец и ал ьн ы х авто тр ан сп о р тн ы х
с р е д ст в и н вал и д о в, ко то р ы е не д о л ж н ы зан и м ат ь и н ы е тр ан сп о р тн ы е сред ства;
б) в М Б Д О У д етски й сад № 16 н азн ач ается со тр у д н и к, сп о со б н ы й п о м о чь
и н в ал и д у на ко л яске вой ти и в ы й ти из зд ан и я, п о м о чь ем у п ри п ер ед в и ж ен и и
в н у тр и зд ан и я, п о д н ять и н в ал и д а н а к о л я ск е на н у ж н ы й этаж ;
в) н а зд ан и и к о р п у са у ст ан ав л и в а ет ся к н о п к а в ы зо в а сл у ж б ы п о м о щ и и
к о н так тн ы й тел еф о н , п р о д у б л и р о в а н н ы й н а сп ец и ал ь н ы х и н ф о р м ац и о н н ы х
таб л и ч к ах ;
г) н ад п и си на зд ан и и и вн у тр и п р ед став л ен ы в л егк о ч и таем о й и п о н я тн о й ф орм е
и р азм ещ ен ы с у ч ето м и х д о с ту п н о ст и д л я и н в ал и д о в - н а у р о в н е си д ящ его в
к о л я ск е ин вали д а;
д ) в М Б Д О У д етск и й сад № 16 и м ею тся в н ал и ч и и р еаб и л и тац и о н н ая тех н и к а, в
то м ч и сл е и в ф и зк у л ь ту р н о -о зд о р о в и тел ь н ы х п о м ещ ен и ях .
4.1.2. П р и н ах о ж д ен и и и н в ал и д а с ко д о м «К » в у ч еб н ы х и
п р о и зв о д ств ен н ы х п о м ещ ен и я х М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 ем у о к азы в аю т
си ту ац и о н н у ю пом ощ ь:
а) п р и вх о д е и вы ход е из здан и я;
б) п р и п ер ем ещ ен и и вн утри зд ан и я, п р и п о д ъ ем е и сп уске с л естн и ц ы ;
в) в гар д ер о б е - п о м о чь р азд еть ся и о д еть ся (п ри н ео б х о д и м о сти и вн у тр и
п о м ещ ен и я );
г) в сто л о в о й и б уф ете - д о стать и п о стави ть н а стол н ео б х о д и м о е блю до;
д ) п ри п о сещ ен и и туалета, п р и н ео б х о д и м о сти .
4 .1.3. Д ей стви я п е р со н ал а п р и о к азан и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и в
со о тв етств и и с кодам и катего р и й и н вал и д н о сти .
4 .1 .3 .1 . А д м и н и стр ато р (сто р о ж ):
а) по м о н и то р у в и д ео н аб л ю д ен и я в и д и т п о сети тел я
с о гр ан и ч ен и ем
п е р ед в и ж ен и я (н а ко л яске, к о сты л ях ), в ы х о д и т н а ули ц у, о т к р ы в а ет вх о д н ы е
д вер и ;
б) и н в ал и д у н а ко сты л ях п р е д о ст ав л я е т кр есл о -к о л яск у п р и вх о д е в зд ан и е,
о к а зы в ае т п о м о щ ь при п ер ем ещ ен и и в кр есл о -к о л яск у ;
в) о к а зы в ае т п ом ощ ь п ри вх о д е в зд ан и е;
г) у то ч н я ет, в какой п о м о щ и н у ж д ается п о сети тел ь , цель п о сещ ен и я М Б Д О У
д е тс к и й сад № 16;
д ) со о б щ ает со тр у д н и ку сл у ж б ы п о м о щ и о п о сещ ен и и М Б Д О У д е тс к и й сад №
16 п о сети тел я с о гр ан и ч ен и ем п ер ед в и ж ен и я ;
е) о к а зы в ае т п о м о щ ь п ри в ы х о д е из к о л л ед ж а.
4 .1 .3 .2 . С о тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и :
а) о к а зы в аю т п ом ощ ь п ри о д еван и и и р азд ев ан и и ;
б) в сл у ч ае н ео б х о д и м о сти о к а зы в ае т п о м о щ ь п ри п ер ед в и ж ен и и в н у тр и здан и я,
со п р о в о ж д а ет по к аб и н етам , со п р о в о ж д а ет до гард ер о б а;
в) о к а зы в ае т п ом ощ ь п ри од еван и и ;

г) п ри н ео б х о д и м о сти о к азы в ает п о м о щ ь п р и п о сещ ен и и ту ал ета;
д ) п р и п о сещ ен и и ф и зк у л ь т у р н о -о зд о р о в и т ел ь н ы х с о о р у ж е н и й ___________
о к а зы в ае т п о м о щ ь при п е р ео д е в а н и и и п р и н я ти и ги ги ен и ч еск и х п р о ц ед у р (по
н ео б х о д и м о сти ).
П р ав и л а п о вед ен и я при о б щ ен и и с л ю д ьм и , и сп ы т ы в а ю щ и м и т р у д н о сти
п р и п е р ед в и ж ен и и , п р и вед ен ы в п р и л о ж ен и и А.

4.2. С и туационная пом ощ ь и н вал и ду с кодом «С »
4 .2.1. О р ган и зац и о н н ы е м е р о п р и я ти я М Б Д О У д етск и й сад № 16:
а) п р и вх о д е в зд ан и е р азм ещ е н а т ак т и л ь н а я п л и тк а и зву к о в ая и н ф о р м ац и я , а
и н ф о р м а ц и я вн утри зд ан и я и н ф о р м а ц и я п р о д у б л и р о в а н а Б р ай л ер о в ск и м
тек сто м .
Б ) в сто л о в о й М Б Д О У д етск и й сад № 16 и м еется сп ец и а л ь н ая п о с у д а для
сл еп ы х , ко то р ая
п о зв о л я е т и н вал и д ам есть сам о сто я тел ьн о .
4 .2.2. П р и н ах о ж д ен и и
и н в ал и д а с ко д о м
«С » в у ч еб н ы х и
п р о и зв о д ст в ен н ы х п о м ещ ен и я х М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 ем у о к азы в ается
си ту а ц и о н н у ю п ом ощ ь:
а) п р и вх о д е и вы ход е из здан и я;
б) п р и п ер ем ещ ен и и вн у тр и зд ан и я;
в) п ри п о д ъ ем е и сп уске с л естн и ц ы ;
г) в гар д ер о б е - при р азд ев ан и и и о д еван и и ;
д ) в сто л о в о й и б у ф ете - д о с та ет и с т ав и т н а сто л н ео б х о д и м о е блю д о;
е) п р и н ео б х о д и м о сти о к азы в ается п о м о щ ь в туалете.
4.2 .3. Д ей ств и я п ер со н ал а п ри о к азан и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и в
со о тв етств и и с код ам и к атего р и й и н в ал и д н о сти .
4 .2 .3 .1 . А д м и н и стр ато р (сторож ):
а) по м о н и то р у си стем ы в и д е о н аб л ю д ен и я н аб л ю д ает за п о сет и те л е м с
о гр ан и ч ен и ем п ер ед ви ж ен и я;
б) в ст р еч ае т сл еп о го и н в ал и д а на у л и ц е (н а вх о д е в зд ан и е);
в) о т к р ы в а е т вх о д н ы е двери ;
г) п о м о га е т вой ти в здан и е;
д ) б е р ет п о сети тел я п о д л о к о ть и с о п р о в о ж д а ет д о со тр у д н и к а сл у ж б ы п о м о щ и ,
п ри н ео б х о д и м о сти зн ак о м и т и н в ал и д а со всем и н ад п и с ям и в М Б Д О У д етск и й
сад № 16;
е) о к а зы в ае т п о м о щ ь п ри вы ход е из зд ан и я;
ж ) п р и н ал и ч и и у и н в ал и д а со б ак и -п р о в о д н и к а - о к азы в ает п о м о щ ь при
п р о гу л к е соб аки .
4 .2 .3 .2 . С о тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и :
а) п о м о га ет при о д еван и и и р азд ев ан и и ;
б) п ри н ео б х о д и м о сти зн ак о м и т со в сем и н ад п и с я м и в у н и в ер си тете, не
д у б л и р о в а н н ы м и ш р и ф то м б р ай л я и л и го л о со в ы м и н ф о р м ато р о м ;
в) с о п р о в о ж д а ет до н у ж н о го к аб и н ета, п р и д ер ж и в ая его п о д л о к о ть;
г) о к а зы в аю т п о м о щ ь п р и о р и е н та ц и и в п о м ещ ен и и .
П р а в и л а п о вед ен и я п ри о б щ ен и и с л ю д ь м и , и м ею щ и м и п л о х о е зр ен и е,
п р и в ед ен ы в п р и л о ж ен и и А .

4.3. С и туационная пом ощ ь и н вал и ду с кодом «О »
4 .3.1. О р ган и зац и о н н ы е м ер о п р и я ти я М Б Д О У д етск и й сад № 16:
а) д л я о б л егч ен и я вх о д а и в ы х о д а в п о м ещ е н и я х н еко то р ы е д в ер и о тк р ы ваю тся
ав то м ати ч еск и , при о тсу тстви и ав то м а ти ч е ск и о тк р ы ваю щ ей ся д в ер и , со тр у д н и к
сл у ж б ы п о м о щ и о тк р ы вает и за к р ы в а е т д вер ь, все р у ч ки д в ер ей в п о м ещ ен и я х
ш и р о к и е;
б) в сто л о во й и м еется сп ец и а л ь н ая сто л о в ая п о су д а (тар ел к и с вы со к и м и
б о р ти к ам и ), а так ж е тех н и ч еск и е ср е д ст в а р еаб и л и тац и и , п о м о гаю щ и е и н вал и д у
с
н ар у ш ен и ем
вер х н и х
к о н е ч н о ст ей
в ы п о л н ять
р азл и ч н ы е
д ей ств и я
сам о о б сл у ж и в ан и я сам о сто ятел ьн о ;
в) сп ец и ал ь н ы е ту ал етн ы е к о м н аты в М Б Д О У д етск и й сад № 16 о сн ащ ен ы
н о ж н ы м или
ав то м ати ч еск и м сп у ско м воды , сен со р н ы м см еси тел ем в р ак о ви н е, сен со р н о й
су ш и л к о й для рук.
4.3 .2. П р и н ах о ж д ен и и и н в ал и д а с ко д о м «О » в у ч еб н ы х и
п р о и зв о д ств ен н ы х п о м ещ ен и я х М Б Д О У д етск и й сад № 16 ем у о к азы в аю т
си ту ац и о н н у ю п ом ощ ь п р и в сех д е й ст в и я х , в ы п о л н я ем ы х р у кам и :
а) п ри вх о д е и вы ход е из зд ан и я, о т к р ы в а н и и и зак р ы в ан и и двер ей ;
б) в гар д ер о б е - при р азд ев ан и и и о д еван и и , в р азд ев ал к е сп о р ти в н о го зал а п о м о ч ь п ер ео д еться в сп о р ти в н у ю ф орм у;
4 .3 .3 . Д ей стви я п ер со н ал а п р и о к азан и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и в
со о тв етств и и с ко д ам и к атего р и й и н в ал и д н о сти .
4 .3 .3 .1 . ад м и н и стр ато р (сторож ):
а) по м о н и то р у си стем ы в и д ео н аб л ю д ен и я в и д и т п о сети тел я с о гр ан и ч ен и ем в
сам о о б сл у ж и ван и и ;
б) в стр еч ае т и н в ал и д а н а у л и ц е (н а вх о д е в зд ан и е);
в) о т к р ы в а ет входн ы е двери ;
г) п о м о гает вой ти в здан ие;
д ) п р и гл аш а ет со тр у д н и ка сл у ж б ы п о м о щ и ;
е) о к а зы в ае т п о м о щ ь при вы х о д е из зд ан и я.
4.3.3.2. со тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и :
а) п о м о га ет п ри од еван и и и р азд ев ан и и ;
б) со п р о в о ж д ает до н у ж н о го каб и н ета.
4.4. С итуац ионная пом ощ ь и н вал и ду с кодом «Г»
4.4 .1. И н в ал и д глухой , п ри ф о р м ал ь н о м о б щ ен и и н у ж д ается в у сл у гах
су р д о п ер ево д ч и к а. П р и о тсу тстви и су р д о п ер е в о д ч и к а с и ту ац и о н н ая п о м о щ ь
и н в ал и д у о казы вается во всех п о м ещ ен и я х , где о тсу тству ет п и сьм ен н ая
и н ф о р м а ц и я об усл у гах , п р е д о ст ав л я е м ы х к о л л ед ж о м .
4 .4 .2 . П р и п л ан о во м п о с ещ е н и и к о л л ед ж а и н в ал и д у с ко д о м «М »
н ео б х о д и м о
зар ан ее
о б р ащ ается
в
сл у ж б у
помощ и
сту д ен там
за
су р д о п ер ево д ч и к о м или со п р о в о ж д аю щ и м л и ц ом .
4.4 .3. Во врем я п р еб ы в ан и я и н в ал и д а в к о л л ед ж е су р д о п ер ев о ч и к
со п р о в о ж д а ет и н вал и д а по т е р р и т о р и и ко л л ед ж а, зн ак о м и т с п и сьм ен н о й
и н ф о р м а ц и ей о п р о в о д и м ы х в к о л л ед ж е м ер о п р и я ти ях , у ч аств у ет в п р о в ед ен и и
р еа б и л и т ац и о н н ы х м ер о п р и яти й , о к азы в ая у сл у ги по су р д о п ер ево д у .

4 .4 .5 . П р и о тсу тстви и с у р д о п ер е в о д ч и к а со тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и
з н а к о м и т и н в ал и д а с п и с ь м ен н о й
и н ф о р м ац и ей
о порядке
о к азан и я
о б р а зо в а те л ь н ы х у сл у г и д р у го й за п р а ш и в ае м о й и н в ал и д о м и н ф о р м ац и и .

4.5. С и туац ион н ая п ом ощ ь и н вал иду с кодом «У »
4 .5 .1 . О р ган и зац и о н н ы е м ер о п р и я ти я:
а) о б есп еч ен и е д о сту п н о й , п о н я тн о й д л я у св о ен и я и н ф о р м ац и и об
о к азы в аем ы х услугах;
б) о р ган и зац и я со п р о во ж д ен и я д л я о к азан и я н ео б х о д и м ы х у сл у г
4 .5.2. Д ей ств и я п ер со н ал а п ри о к азан и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и в со о тв етств и и
с к о д ам и катего р и й и н в ал и д н о сти
4 .5 .2 .1 . С о тр у д н и ки М Б Д О У д етск и й сад № 16:
а) р а зъ я с н я ю т и н ф о р м ац и ю о п р е д о ст ав л ен и и у сл у г у ч р еж д ен и ем со ц и ал ьн о го
о б с л у ж и в ан и я н асел ен и я; б) с о п р о в о ж д а ю т до н у ж н о го к а б и н е т а у ч р еж д ен и я
со ц и ал ьн о го о б сл у ж и ван и я н асел ен и я.

5. О тветств ен н ость
5.1. М Б Д О У д етск и й сад № 16 н е сет о тветств ен н о сть п ер ед и н в ал и д о м за
у б ы т к и и м о р ал ьн ы й вред, п р и ч и н е н н ы е ем у в сл ед стви е н е о к азан и я или
н е н ад л е ж а щ его оказан и я ем у у сл у ги , н ар у ш ен и я его п р ав и зак о н н ы х
и н тер есо в , в том ч и сл е р азгл а ш ен и я его п ер со н ал ь н ы х д а н н ы х и
и с п о л ь зо в а н и я со тр у д н и к ам и ак ад ем и и св о его сл у ж еб н о го п о л о ж е-н и я в ц елях
н есо о т в е тс тв у ю щ и х и н тер есам и н в ал и д а.
5.2. Д ля о б есп еч ен и я и н в ал и д ам д о с т у п а н ар ав н е с д р у ги м и к о б ъ ектам
М Б Д О У д етск и й сад № 16 со тр у д н и к ам н ео б х о д и м о о к азы в ать си ту ац и о н н у ю
п о м о щ ь в зав и си м о сти от в и д а и в ы р аж ен н о сти и м ею щ его ся у и н в ал и д а
н а р у ш ен и я зд о р о вья с у ч ето м б у к в ен н о го ко д а и то й си ту ац и и , в к о то р о й
н ах о д и тся инвали д.
5.3. П р и о казан и и си ту а ц и о н н о й п о м о щ и р аб о тн и к и М Б Д О У д е тс к и й сад №
16 о б язан ы со б лю д ать и защ и щ ат ь п р а в а и и н тер есы и н в ал и д о в и
о б есп еч и в ать к о н ф и д ен ц и ал ь н о сть п ер со н ал ь н ы х д а н н ы х и св ед ен и й о
со д ер ж ан и и о казы в аем ы х им услуг.

Приложение А
ПРАВИЛА П О ВЕДЕН И Я П РИ О БЩ ЕН ИИ С И Н ВАЛ И ДАМ И
О бщ ие правила эт и кет а п ри общ ени и с ин валидам и

1.

Обращение к человеку, к о гд а вы р азго в ар и в аете с и н вал и д о м ,

о б р ащ ай тесь н еп о ср ед ств ен н о к н ем у, а не к со п р о в о ж д аю щ ем у или
су р д о п ер ево д ч и к у , ко -то р ы е п р и с у тс тв у ю т п р и разго во р е.
2.
Пожатие руки: к о гд а вас зн ак о м я т с и н вал и д о м , в п о л н е естеств ен н о
п о -ж а ть ем у руку: д аж е те, ко м у т р у д н о д в и гать р у к о й или кто п о л ьзу ется п р о те­
зо м , в п о л н е м о гу т п о ж ать р у к у — п р аву ю и л и л еву ю , что вп о л н е д о п у сти м о .
3.
Называйте себя и других: к о гд а вы встр еч аетесь с ч ел о в ек о м ,
к о то р ы й п л о -х о или со всем не в и д и т, о б я зател ьн о н азы вай те себя и тех лю дей ,
к о т о р ы е п р и ш л и с вам и. Е сл и у вас о б щ ая б есед а в гр у п п е, н е заб ы в ай те
п о я сн и ть , к ком у в д ан н ы й м о м ен т вы о б р ащ аетесь, и н азвать себя.
4.
Предложение помощи: если вы п р ед л агаете п о м о щ ь, ж д и те, п о к а ее
п р и м у т, а затем сп р аш и вай те, что и как делать.
5.
Адекватность и вежливость: о б р ащ ай тесь с в зр о сл ы м и
и н в ал и д ам и как с взр о сл ы м и . О б р ащ ай тес ь к ни м по и м ен и и н а ты , то л ь к о
есл и вы х о р о ш о зн аком ы .
6.
Не опирайтесь на кресло-коляску: оп и раться и л и ви сн у ть н а ч ьей -то
и н в а-л и д н о й ко л яске - то ж е сам о е, ч то о п и р ать ся и л и в и сн у ть н а ее об л ад ател е,
и это то ж е р азд р аж ает. И н в ал и д н ая к о л я ск а - это часть н еп р и к асаем о го п р о ­
стр ан ст в а ч ел о век а, ко то р ы й ее и сп о льзу ет.
7.
Внимательность и терпеливость: к о гд а вы р азго в ар и в аете с
ч ел о в ек о м , и сп ы ты ваю щ и м т р у д н о ст и в о б щ ен и и , сл у ш ай те его вн и м ател ьн о .
Б у д ь т е тер п ел и в ы , ж ди те, к о гд а ч ел о в ек сам зак о н ч и т ф разу. Н е п о п р ав л я й те его
и не д о го в ар и в ай те за него. Н и к о гд а не п р и тв о р яй тес ь, ч то вы п о н и м аете, если
н а сам о м д ел е это не так. П о в то р и те, ч то вы п о н ял и , это п о м о ж е т ч ел о в ек у
о твети ть вам , а вам — п о н ять его.
8.
Расположение для беседы: к о гд а вы го во р и те с ч ел о в ек о м ,
п о л ьзу ю щ и м ся и н вал и д н о й к о л я ск о й и ли к о сты л ям и , р ас п о л о ж и тесь так, ч то б ы
ваш и и его гл аза бы ли н а о д н о м у р о в н е, т о гд а вам б у д ет л егч е р азго в ар и в ать.
Р азго в а р и -в ая с тем и , кто м о ж ет, ч и тать по гу б ам , р ас п о л о ж и тес ь так , ч то б ы на
В ас п а-д ал свет, и В ас бы л о х о р о ш о ви д н о , п о стар ай тесь, ч то б ы В ам н и ч его (еда,
си -гар еты , р у ки ), не м еш ало.
9.
Привлечение внимания человека: ч то б ы п р и в л еч ь в н и м ан и е ч ел о века,
ко то -р ы й п лохо слы ш и т, п о м аш и т е ем у р у к о й или п о х л о п ай те по п лечу.
С м о тр и те ем у п р ям о в гл аза и го в о р и те ч етк о , но и м ей те в ви д у , ч то не все лю ди,
к о то -р ы е п л о х о слы ш ат, м о гу т ч и тать по губам .
10.
Не смущайтесь, если сл у ч ай н о д о п у сти л и о п л о ш н о сть, ск азав
« У в и д и м ся » или «В ы сл ы ш ал и об э т о м ...? » то м у , кто не м о ж ет в и д еть или
сл ы ш ать .
Т ак ж е р азр аб о тан ы
п р а в и л а э ти к ета д л я
лиц
с р азн ы м и
р а с ст р о й ст в ам и ф у н кц и й о р -ган и зм а. С п и со к п р ави л д о стато ч н о велик. Е сл и
со м н ев аетесь , р ассч и ты в ай те н а сво й зд р ав ы й см ы сл и сп о со б н о с ть к

со ч у в ств и ю . О тн о си тесь к д р у го м у ч ел о в ек у , как к себе сам о м у , т о ч н о так ж е
его у в аж ай т е - и т о гд а о к а за н и е у с-л у ги в у ч р еж д ен и и и о б щ ен и е бу д у т
эф ф ек ти в н ы м и .
П рави л а эт и кет а п ри общ ен и и с инвалидам и, испы т ы ваю щ им и т рудн ост и
при п ередвиж ен ии :

• П о м н и те, что и н в ал и д н ая к о л я с к а — н еп р и к о сн о в ен н о е п р о стр ан ство
ч ел о в ек а. Н е о б л о к ач и вай тесь н а н ее, не то л к ай те, не к л ад и те н а н ее н о ги без
р азр е ш ен и я . Н ач ать к ати ть к о л я ск у б ез со гл аси я и н в ал и д а — то ж е сам о е, что
сх в ати ть и п о н ести ч ел о в ек а без его р азр еш ен и я .
• В с е гд а сп р аш и вай те, н у ж н а л и п о м о щ ь, п р еж д е ч ем о к азать ее. П р е д ­
л а га й т е п о м о щ ь, если н у ж н о о т к р ы ть тяж ел у ю д в ер ь и л и п р о й ти п о к о в р у с
д л и н н ы м ворсом .
• Е сл и ваш е п р ед л о ж ен и е о п о м о щ и п р и н ято , сп р о си те, что н у ж н о д е ­
л ать, и ч етк о сл ед у й те и н стр у к ц и ям .
• Е сл и вам р азр еш и л и п е р ед в и гат ь ко л яску , сн ач ал а к ати те ее м е д л е н ­
но. К о л я ск а бы стро н а б и р ае т ск о р о сть, и н ео ж и д ан н ы й то л ч о к м о ж е т п р и в ес­
ти к п о тер е равн о веси я.
• В сегд а л и ч н о у б е ж д ай т ес ь в д о с ту п н о ст и м ест, где зап л ан и р о в а н ы
м ер о п р и я ти я. З ар ан ее п о и н тер е су й тес ь , к ак и е м о гу т в о зн и к н у ть п р о б л е м ы или
б ар ь ер ы и как их м о ж н о у стр ан и ть .
• Н е н ад о х л о п ать ч ел о в ек а, н ах о д я щ его ся в и н в ал и д н о й к о л я ск е, по
сп и н е и ли по плечу.
• Е сл и во зм о ж н о , р а с п о л о ж и т ес ь так , ч то б ы ваш и л и ц а б ы л и н а одн ом
у р о в н е. И зб егай те п о л о ж ен и я, п р и к о то р о м ваш ем у со б есе д н и к у н у ж н о за п р о ­
к и д ы в ать голову.
• Е сл и су щ еств у ю т а р х и те к т у р н ы е б ар ьер ы , п р ед у п р ед и те о н и х, ч то б ы
ч ел о в ек и м ел в о зм о ж н о сть п р и н и м ать р еш ен и я зар ан ее.
• П о м н и те, что, как п р ави л о , у л ю д ей , и м ею щ и х тр у д н о ст и п ри п ер е­
д в и ж ен и и , н ет п р о б л ем со зр ен и ем , сл у х о м и п о н и м ан и ем .
• Н е д у м ай те, что н ео б х о д и м о ст ь п о л ьзо в ать ся и н в ал и д н о й к о л я ск о й это тр агед и я . Э то сп о со б св о б о д н о го (есл и н ет ар х и тек ту р н ы х б ар ьер о в ) п е р е­
д в и ж ен и я. Е сть лю ди , п о л ь зу ю щ и ес я и н в ал и д н о й ко л яско й , к о то р ы е не у т р а­
т и л и сп о со б н о сти х о д и ть и м о гу т п ер ед в и гат ь с я с п о м о щ ью к о с ты л ей , тр о сти
и т.п . К о л я ск и он и и сп о л ь зу ю т д л я то го , ч то б ы эк о н о м и ть си лы и б ы стр ее п е­
р ед ви гать ся .
П р а в и л а э т и к е т а п р и о б щ е н и и с и н в а л и д а м и , и м е ю щ и м и н а р у ш е н и е з р е -н и е
и л и н езр я ч и м и :

• П р ед л агая свою п о м о щ ь, н а п р ав л я й т е ч ел о в ек а, не сти с к и в ай т е его
р у ку , и д и те так, как вы о б ы ч н о х о д и те. Н е н у ж н о х в атать сл еп о го ч е л о в е к а и
т а щ и т ь его з а собой.
•
О п и ш и те кратко, где вы н ах о д и тесь . П р ед у п р еж д ай те о п р еп ятств и ях :
сту п ен ях , л уж ах, ям ах, н и зк и х п р и то л о к ах , т р у б ах и т.п.

• И сп о л ьзу й те, есл и это у м ест н о , ф разы , х ар ак тер и зу ю щ и е зву к , зап ах,
р ассто ян и е. Д ели тесь у ви д ен н ы м .
• О б р ащ ай тесь с со б ак а м и -п о в о д ы р я м и не так, как с о б ы ч н ы м и д о м а ш ­
н и м и ж и во тн ы м и . Н е к о м ан д у й те, не тр о гай те и не и гр ай те с со б ако и п о во д ы р ем .
•

Е сл и вы со б и р аетесь ч и т ат ь н езр я ч ем у ч ел о веку , сн ач ал а п р е д у п р ед и ­
те об этом . Г о во р и те н о р м ал ьн ы м го л о со м . Н е п р о п у ск ай те и н ф о р м ац и ю , если
вас об это м не п опросят.
• Е сл и это важ н о е п и сьм о и л и д о к у м ен т, не н у ж н о д л я у б ед и тел ьн о сти
д а в а ть его п отрогать. П р и это м н е зам ен я й те ч тен и е п ер еск азо м . К о гд а н е зр я ­
ч и й ч ел о в ек д олж ен п о д п и сать д о к у м е н т, п р о ч и тай те его о б язател ьн о . И н в а ­
л и д н о с ть не о св о б о ж д ает сл еп о го ч ел о в ек а от о тветств ен н о сти , о б у с л о в л ен ­
н о й д о к у м ен то м .
• В сегд а о б р ащ ай тесь н еп о ср ед ст в ен н о к ч ел о веку , д а ж е есл и он вас не
в и д и т, а не к его зр яч ем у ко м п ан ьо н у .
• В с егд а н азы в ай те себя и п р е д ст ав л я й т е д р у ги х со б есед н и к о в , а такж е
о стал ь н ы х п р и су тству ю щ и х . Е сл и вы х о т и те п о ж ать руку, ск аж и те об этом .
• К о гд а вы п р ед л агаете н е зр я ч ем у ч ел о в ек у сесть, н е у са ж и в а й т е его, а
н а п р ав ь т е р у к у н а сп и н ку сту л а и л и п о д л о к о тн и к . Н е во д и те по п о в ер х н о сти
его р уку, а д ай те ем у в о зм о ж н о ст ь св о б о д н о п о тр о гать п р ед м ет. Е сл и вас
п о п р о си л и п о м о чь взять к ак о й -то п р ед м ет, не сл ед у ет т ян у ть к и сть сл еп о го к
п р е д м е т у и б р ать его р у к о й это т п редм ет.
• К о гд а вы общ аетесь с гр у п п о й н езр я ч и х л ю д ей , не заб ы в ай те каж д ы й
р аз н азы вать того, к ком у вы о б р ащ аетесь .
• Н е заставл яй те ваш его со б е с е д н и к а в ещ ать в п у стоту: если вы п е р е ­
м ещ аетесь , п р ед у п р ед и те его.
• В п о л н е н о р м ал ьн о у п о т р еб л я ть слово « см отреть». Д ля н езр я ч его ч е ­
л о в е к а это о зн ач ает « ви д еть р у к ам и » , о сязать.
• И зб егай те р ас п л ы в ч аты х о п р ед ел ен и й и и н стр у к ц и й , к о то р ы е о бы чн о
со п р о во ж д аю тся ж естам и , в ы р аж ен и й вр о д е « С так ан н ах о д и тся гд е-то там на
сто л е» . С тар ай тесь бы ть то ч н ы м и : « С так ан п о сер ед и н е стола».
• Е сл и вы зам ети л и , что н е зр я ч и й ч ел о в ек сб и л ся с м ар ш р у та, не у п р а в ­
л я й т е его д ви ж ен и ем н а р ассто ян и и , п о д о й д и те и п о м о ги те вы б р аться н а н у ж ­
н ы й путь.
• П р и сп уске или п о д ъ ем е п о сту п ен ьк ам вед и те н езр я ч его п е р п ен д и к у ­
л я р н о к ним . П ер ед ви гаясь, не д е л а й т е р ы вк о в , р езк и х д в и ж ен и й . П р и с о п р о ­
в о ж д ен и и н езр яч его ч ел о в ек а не зак л а д ы в а й те р у к и н азад - это н еу д о б н о .
П рави л а эт и кет а п ри о бщ ен и и с ин валидам и, им ею щ и м и
н а р уш ен и е слуха:

•

Р азго в ар и вая с ч ел о в ек о м , у к о то р о го п л о х о й слух, см о тр и те п р ям о на
н его . Н е затем н яй те свое л и ц о и не заго р аж и в ай т е его р у к ам и , в о л о сам и или
к ак и м и -то п р ед м етам и . В аш со б есе д н и к д о л ж ен и м еть в о зм о ж н о сть сл ед и ть за
в ы р аж ен и ем ваш его лица.

•
С у щ еству ет н еск о л ь к о ти п о в и степ ен ей глухоты . С о о тв етств ен н о ,
су щ еств у ет м н о го сп о со б о в о б щ ен и я с л ю д ьм и , ко то р ы е п л о х о слы ш ат.
•
Е сл и вы не зн аете, к ак о й п р ед п о ч есть , сп р о си те у них.
• Н ек о то р ы е л ю д и м о гу т сл ы ш ать , но в о сп р и н и м аю т о тд ел ь н ы е звуки
н еп р ав и л ьн о . В это м слу ч ае го в о р и те б о л ее гр о м к о и ч етко , п о д б и р ая п о д х о ­
д я щ и й ур о вен ь. В д р у го м сл у ч ае п о н а д о б и т ся л и ш ь сн и зи ть в ы со ту голоса,
т ак как ч ел о в ек у тр ати л сп о со б н о сть в о сп р и н и м ать вы со к и е ч асто ты .
• Ч то б ы п р и вл еч ь в н и м ан и е ч ел о в ек а, к о то р ы й п л о х о сл ы ш и т, н азо ви те
его по и м ен и . Е сл и о твета нет, м о ж н о сл егк а тр о н у ть ч ел о в ек а и л и же п о м а­
х ать р у ко й .
• Г о в о р и те ясн о и р о вн о . Н е н у ж н о и зл и ш н е п о д ч ер к и в ать ч то -то . К р и ­
ч ать, о со б ен н о в ухо, то ж е не надо.
• Е сл и вас п р о сят п о в то р и ть ч то -то , п о п р о б у й те п е р еф р ази р о в ать свое
п р ед л о ж ен и е. И сп о л ь зу й те ж есты .
• У б ед и тесь, что вас п о н я л и . Н е стесн я й тесь сп р о си ть, п о н ял л и вас со ­
б есед н и к .
• Е сл и вы со о б щ аете и н ф о р м а ц и ю , ко то р ая в к л ю ч ает в себ я н о м ер , т е х ­
н и ч ес к и й или др у го й сл о ж н ы й т ер м и н , ад рес, н ап и ш и те ее, со о б щ и т е по ф аксу
и л и эл е к тр о н н о й п очте и ли л ю б ы м д р у ги м сп о со б о м , но так , ч то б ы он а бы л а
т о ч н о п он ята.
• Е сл и су щ еств у ю т т р у д н о с т и п р и у стн о м об щ ен и и , сп р о си те, не б уд ет
л и п р о щ е п ер еп и сы ваться.
• Н е заб ы в ай те о среде, к о то р ая в ас окр у ж ает. В б о л ь ш и х и ли м н о го ­
л ю д н ы х п о м ещ ен и ях тр у д н о о б щ а т ь ся с л ю д ьм и , к о то р ы е п л о х о сл ы ш ат. Я р ­
кое со л н ц е или тен ь то ж е м о гу т б ы ть б ар ьер ам и .
•
О чен ь ч асто гл у х и е л ю д и и с п о л ь зу ю т я зы к ж есто в. Е сл и вы о б щ а е­
т есь ч ер ез п ер ево д ч и ка, не заб у д ь те, ч то о б р ащ аться н ад о н еп о ср ед ств ен н о к
со б есед н и к у , а не к п ер ево д ч и ку .
• Н е все лю ди , к о то р ы е п л о х о сл ы ш ат, м о гу т ч и тать по губам . В ам
л у ч ш е всего сп роси ть об это м п р и п е р в о й встрече. Е сл и ваш со б есед н и к о б л а­
д а е т эти м н авы ко м , н уж н о со б л ю д ать н еск о л ь к о в аж н ы х правил.
•
П о м н и те, что то л ь к о тр и из д е ся ти сл о в х о р о ш о п р о ч и ты в аю тся.
• Н у ж н о см о тр еть в л и ц о со б есе д н и к у и го во р и ть ясн о и м ед л ен н о , и с­
п о л ь зо в ать п р о сты е ф р азы и и зб егать н е су щ е ст в е н н ы х слов.
• Н у ж н о и сп о л ь зо вать в ы р а ж е н и е л и ц а, ж есты , тел о д в и ж ен и я , если х о ­
ти те п о д ч ер к н у ть и ли п р о я сн и ть см ы сл ск азан н о го .
П рави л а эт и кет а п ри общ ен и и с инвалидам и, им ею щ им и задерж ку
в р а зви т и и и проблем ы общ ения, ум ст вен н ы е наруш ен и я:

•

И сп о л ь зу й те д о сту п н ы й язы к , вы р аж ай тесь то ч н о и по делу.

• И зб егай те сл о весн ы х ш т ам п о в и о б р азн ы х вы р аж ен и й , есл и то л ько вы
не у в ер е н ы в то м , что ваш со б есе д н и к с н и м и зн ак о м .
•
Н е го во р и те свы сока. Н е д у м ай т е, ч то вас не пой м ут.
•
Г о в о р я о зад ач ах и ли п р о ек те, р ас ск азы в ай те все «по ш агам » . Д ай те

• ваш ем у со б есед н и к у в о зм о ж н о ст ь о б ы гр ать к аж д ы й ш а г п о сл е того,
как вы о б ъ ясн и л и ему.
• И сх о д и те из того, что в зр о сл ы й ч ел о в ек с зад ер ж к о й в р азв и т и и и м еет
так о й ж е опы т, как и л ю б о й д р у го й взр о сл ы й человек.
• Е сл и н ео б х о д и м о , и сп о л ь зу й те и л л ю стр ац и и или ф о то гр аф и и . Б у д ьте
го то в ы п о вто р и ть н еско л ько раз. Н е сд ав ай тесь, если вас с п ер во го р а за не п о ­
няли .
• О б р ащ ай тесь с ч ел о в ек о м с п р о б л ем ам и р азви ти я то ч н о так ж е, как вы
бы о б р ащ ал и сь с л ю б ы м д р у ги м . В б есед е о б су ж д ай те те ж е тем ы , к ак и е вы
о б су ж д аете с д р у ги м и л ю д ьм и . Н ап р и м ер , п л ан ы н а вы х о д н ы е, о тп у ск, п о ­
года, п о сл ед н и е собы тия.
•
О б р ащ ай тесь н еп о ср ед ств ен н о к человеку.
• П о м н и те, что л ю д и с зад е р ж к о й в р азв и ти и д еесп о со б н ы и м о гу т п о д ­
п и сы в ать до к у м ен ты , к о н тр ак ты , го л о со в ать, д авать со гл аси е н а м ед и ц и н ск у ю
п о м о щ ь и т.д.
П равила эт и кет а п ри общ ен и и с ин валидам и, им ею щ им и
п си хи ч ески е н аруш ени я:
•

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии.

• Л ю д и с п си х и ч еск и м и п р о б л ем ам и м о гу т и сп ы ты вать эм о ц и о н ал ь н ы е
р ас ст р о й ст в а или зам еш ател ь ств о , о сл о ж н я ю щ и е их ж изн ь. У н и х сво й о со б ы й
и и зм ен ч и в ы й взгляд н а м ир.
• Н е н адо д ум ать, ч то л ю д и с п си х и ч еск и м и н ар у ш ен и я м и о б язател ьн о
н у ж д аю тся в д о п о л н и тел ь н о й п о м о щ и и сп ец и ал ь н о м о б р ащ ен и и .
•
О б р ащ ай тесь с л ю д ьм и с п с и х и ч еск и м и н ар у ш ен и я м и как с л и ч н о ­
стям и .
• Н е н уж н о д ел ать п р е ж д е в р ем ен н ы х вы во д о в н а о сн о ва н и и о п ы та о б ­
щ ен и я с д р у ги м и л ю д ьм и с так о й ж е ф о р м о й и н вал и д н о сти .
• Н е сл ед у ет д у м ать, что л ю д и с п си х и ч еск и м и н ар у ш ен и я м и б олее
д р у ги х ск ло н н ы к н аси л и ю . Э то м иф . Е сл и вы д р у ж ел ю б н ы , они б у д у т ч у в ст­
в о в ать себя сп окой н о.
• Н евер н о , что л ю д и с п си х и ч еск и м и н ар у ш ен и я м и и м ею т п р о б л ем ы в
п о н и м ан и и и ли н иж е по у р о вн ю и н тел л ек та, ч ем б о л ь ш и н ств о л ю д ей .
• Е сл и ч ел о век, и м ею щ и й п с и х и ч еск и е н ар у ш ен и я, р асстр о ен , сп р о си те
его сп о ко й н о , что вы м о ж ете сд ел ать, ч то б ы п о м о ч ь ему.
•

Н е го во р и те р езко с ч ел о в ек о м , и м ею щ и м п си х и ч еск и е н ар у ш ен и я,
д а ж е если у вас есть для это го о сн о ван и я.
П р а ви л а эт и к ет а п ри о б щ ен и и с и н вали дом , и сп ы т ы ваю щ и м
зат рудн ен и я в речи :

• Н е и гн о р и р у й те л ю д ей , к о то р ы м тр у д н о го во р и ть, п о т о м у ч то п о н ять
и х - в в аш и х и н тересах.
• Н е п ер еб и в ай те и не п о п р а в л я й т е ч ел о век а, к о то р ы й и сп ы ты вает
т р у д н о ст и в речи. Н ач и н ай те го во р и ть то л ь к о то гд а, к о гд а у б ед и тесь, ч то он
у ж е зак о н ч и л свою м ы сль.

• Н е п ы тай тесь у ск о р и ть р азго в о р . Б у д ьте го то вы к то м у , ч то р азго в о р с
ч ел о в ек о м с затр у д н ен н о й р еч ь ю зай м ет у вас б о л ьш е вр ем ен и . Е сл и вы сп е­
ш и те, л у ч ш е, и зв и н и в ш и сь, д о го в о р и ть ся об о б щ ен и и в д р у го е врем я.
•
•

С м о тр и те в л и ц о со б есед н и к у , п о д д ер ж и в ай те в и зу ал ьн ы й к о н так т.
О тд ай те это й б есед е все в аш е вн и м ан и е.

• Н е д у м ай те, что за т р у д н е н и я в р еч и - п о к азател ь н и зк о го у р о в н я и н ­
т е л л е к т а ч еловека.
•
ки вка.

С тар ай тесь зад ав ать в о п р о сы , к о то р ы е тр еб у ю т к о р о т к и х о т в е то в или

• Н е п р и тв о р яй тесь, есл и вы не п о н ял и , ч то вам сказал и . Н е стесн я й тесь
п ер есп р о си ть. Е сл и вам сн о в а н е у д а л о с ь п о н я ть , п о п р о си те п р о и зн е сти слово
в б о л ее м ед л ен н о м тем п е, в о зм о ж н о , по буквам .
• Ц е заб ы вай те, ч то ч е л о в ек у с н ар у ш ен н о й р еч ью то ж е н у ж н о в ы с к а­
заться. Н е п ер еб и в ай те его и не п о д ав л я й те. Н е то р о п и те го во р ящ его .
• Е сл и у вас в о зн и к аю т п р о б л е м ы в о б щ ен и и , сп р о си те, не х о ч е т л и ваш
со б есе д н и к и сп о л ь зо вать д р у го й сп о со б — н ап и сать , н ап еч атать.

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И П О И С П О Л Ь З О В А Н И Ю С Л О В И П О Н Я Т И Й П РИ
ОБЩ ЕНИИ С ИНВАЛИДАМ И
И СП О Л ЬЗУ Й ТЕ
сл о ва и понятия, не созд аю щ и е
стереотипы :
Ч ел о в ек с и н вал и д н о стью

И ЗБЕГА Й ТЕ
сл о в и п о н яти й , со зд аю щ и х
стер ео ти п ы :
Ч ел о в ек с о гр ан и ч ен н ы м и в о зм о ж н о ­
стям и ,
Б о л ьн о й ,
И ск ал еч ен н ы й , п о к ал еч ен н ы й ,
Н еп о л н о ц ен н ы й , калека,
с д еф ек то м зд о р о вья, с н ед о статк о м
зд о р о в ья

П р и ср авн ен и и л ю д ей с и н в ал и д н о стью и без и н в ал и д н о сти :
Н е и н вал и д , ч ел о век без и н в ал и д н о ­
сти
Ч ел о в ек , и сп о л ьзу ю щ и й и н в ал и д ­
н ую к о л я ск у
Ч е л о в е к н а коляске
Ч е л о в е к с п ар ал и зо ван н ы м и н о гам и
« К о л я со ч н и к » - п р и ем л ем о в ср ед е
о б щ ен и я л ю д ей с и н вал и д н о стью
В р о ж д ен н ая и н вал и д н о сть
И н в а л и д с д етств а
И м е ет Д Ц П (д етск и й ц ер еб р ал ь н ы й
п ар ал и ч )
Ч ел о в ек (ребен ок, д ети ) с Д Ц П
Ч ел о в ек , п ер ен есш и й п о л и о м и ел и т /
и м еет и н вал и д н о сть в р е з у л ь т а т е ...
Ч ел о в ек , ко то р ы й п ер ен ес б о л езн ь /
стал и н в ал и д о м в р е з у л ь т а т е ...
Ч ел о в ек с о со б ен н о стя м и р азв и ти я /
с о со б ен н о стя м и в р азви ти и
Ч е л о в е к с м ен тал ьн о й и н в ал и д н о ­
стью , с о со б ен н о стям и м ен тал ь н о го
р азв и ти я
Р еб е н о к с о со б ен н о стям и р азв и ти я

Н о р м ал ь н ы й / зд о р о в ы й
П р и к о в ан н ы й к и н в ал и д н о й к о л я ск е
П ар ал и ти к
П ар ал и зо в ан н ы й

В р о ж д ен н ы й д еф ек т (у веч ье) н есч асть е
С тр ад ае т Д Ц П
Б о л ее т Д Ц П
« Д эц эп эш н и к »
С тр ад ает от п о л и о м и ел и та / о т п о с л е д ­
ств и й п о л и о м и ел и та
Ж ер т в а бо л езн и
О тстал ы й , у м ствен н о н еп о л н о ц ен н ы й , с
зад е р ж к о й / отставан и ем в р азв и т и и , с
и н тел л ек ту ал ь н о й н ед о стато ч н о стью , с
у м ств е н н о й о тстал о стью
И м б ец и л , д еб и л
С л аб о у м н ы й , «то р м о з» , с зад е р ж к о й /
о тстав ан и ем в р азви ти и
Д ети -и н в ал и д ы

Д е ти с и н вал и д н о стью
Д е ти с осо б ы м и о б р азо в ател ь н ы м и
п о тр еб н о стям и
Ч е л о в е к с си н д р о м о м Д ау н а
Р еб е н о к (д ети ) с си н д р о м о м Д а у н а
Ч е л о в е к с эп и л еп си ей

Ш к о л ь н и к и -и н в ал и д ы
С б о л езн ью Д ау н а
« Д аун », « м о н го л о и д »
« Д ау н ята» (о д етя х с си н д р о м о м Д ау н а)
Э п и л еп ти к , п р и п ад о ч н ы й
С тр ад аю щ и й э п и л еп т и ч еск и м и п р и п ад -

Ч е л о в е к с о со б ен н о стя м и п с и х и ч е­
ск о го р азви ти я
Ч ел о в ек с о со б ен н о стя м и д у ш ев н о го
и л и эм о ц и о н ал ьн о го р азв и ти я
Н езр яч и й , сл аб о ви д ящ и й ч ел о в ек , с
и н в ал и д н о стью по зр ен и ю
Н ес л ы ш а щ и й / глухой с л а б о сл ы ш а­
щ и й ч ел о век, с и н в ал и д н о стью по
сл у х у , п о л ьзу ю щ и й ся ж есто в о й р е ­
ч ью

кам и
П си х , су м асш ед ш и й
Л ю д и с п си х и атр и ч еск и м и п р о б л ем ам и ,
Д у ш ев н о б о л ь н ы е лю ди ,
Л ю д и с д у ш ев н ы м и ли эм о ц и о н ал ь н ы м
р асстр о й ств о м
С л еп о й , со в ер ш ен н о слеп ой
Г л у х о й как п ень
Ч ел о в ек с н ар у ш ен и ем сл у х а
Ч ел о в ек (р еб ен о к ) с о статк ам и сл у х а
Г л у х о н ем о й

6. Условия доступности объектов Организации в соответствии с
установленными требованиями.
6.1. Возможность
беспрепятственного входа в объекты и выхода
из них.
6.2. Возможность самостоятельного передвижения по территории
объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, при необходимости,
с помощью Сотрудников О рганизации, предоставляющ их услуги, с
использованием ими вспомогательных технологий, в том числе сменного
кресла-коляски.
6.3. Возможность посадки в транспортное средство и высадки из него
перед входом на объект, при необходимости, с помощью Сотрудников
О рганизации, в том числе с использованием кресла-коляски.
6.4. Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения
функций зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта.
6.5. Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него,
информирование инвалида о доступных марш рутах общественного
транспорта.
6.6. Надлежащее размещ ение носителей информации, необходимой
для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и
услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе
дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной
информации, а также надписей, -знаков и инои текстовой и графической
информации знаками, выполненными рельефно-точечным ш рифтом Брайля и
на контрастном фоне.
6.7. Обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются
услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждаю щлего ее
специальное обучение, выданного по установленным форме и порядку .
7. Условия доступности услуг О рганизации в соответствии с
установленными требованиями.
7.1.
Оказание Сотрудниками Организации инвалидам помощи,
необходимой для получения в доступной для них форме информации о
правилах предоставления услуг, об оформлении необходимых для получения
услуг документов, о совершении других необходимых для получения услуг
действий;
7.2. Предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуг с
использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на
объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
7.3. Оказание Сотрудниками Организации, предоставляю щ ими услуги,
иной необходимой инвалидам помощ и в преодолении барьеров, мешаю щих
получению ими услуг наравне с другими лицами;
7.4. Наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке
предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде),

2

Приказ М инистерства труда и соц и а л ь н ой защ иты Р осси й ск ой Ф ед ер а ц и и от 2 2.0 6.20 1 5 № 386н « О б утв ер ж д ен и и ф ор м ы

документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи»

в ы п о л н ен н ы х р ел ь еф н о -то ч еч н ы м ш р и ф то м Б р ай л я и н а к о н тр астн о м ф оне.
8. Д о п о л н и тел ь н ы е у сл о в и я д о с ту п н о сти у сл у г в О р ган и зац и и :
8.1. О б о р у д о в ан и е
на
п р и л егаю щ и х
к
о б ъ ек ту
(о б ъ ек там )
О р ган и зац и и тер р и то р и я х м ест д л я п ар к о в к и ав то тр ан сп о р тн ы х ср ед ств
и н вал и д о в;
8.2. П р ед о став л ен и е б есп л атн о в д о с ту п н о й ф о р м е с у ч ет о м сто й ки х
р ас стр о й ств ф ун кц и й о р ган и зм а и н в ал и д о в и н ф о р м ац и и об и х п р авах и
о б я зан н о стя х , ви д ах со ц и ал ь н ы х у сл у г, сроках, п о р я д к е и у сл о в и я х
д о с ту п н о ст и их п р ед о ставл ен и я;
8.3. С о п р о во ж д ен и е п о л у ч ат ел я со ц и ал ьн о й у сл у ги п ри п ер ед в и ж ен и и
по тер р и то р и и О р ган и зац и и , а так ж е п р и п о л ьзо в ан и и у сл у гам и ,
п р ед о став л яем ы м и О р ган и зац и ей .
9.
О тв етств ен н о сть со т р у д н и к о в за н есо б л ю д ен и е тр еб о в ан и й
П о л и ти к и .
9.1. Р у к о в о д и тел ь (д и р ек то р ) О р ган и зац и и , его зам ести тел ь , и
С о тр у д н и к и О р ган и зац и и н е зав и си м о о т зан и м аем о й д о л ж н о сти , н есу т
о тветств ен н о сть за со б л ю д ен и е п р и н ц и п о в и т р еб о в ан и й П о л и ти к и , а так ж е
за д ей ств и я (б езд ей стви е) п о д ч и н е н н ы х и м ли ц , н ар у ш аю щ и е эти п р и н ц и п ы
и тр еб о в ан и я.
9.2. К м ер ам о т в е тств ен н о сти за у к л о н е н и е от и сп о л н ен и я т р еб о в ан и й
к со зд ан и ю у сл о в и й д л я б е сп р е п я т ст в ен н о го д о с ту п а и н в ал и д о в к о б ъ ек там и
у сл у гам О р ган и зац и и о тн о ся тся м е р ы д и с ц и п л и н а р н о й и ад м и н и стр ати в н о й
о тветств ен н о сти ,
в
со о тв етств и и
с
зак о н о д ател ь ств о м
Р о сси й ск о й
Ф ед ер ац и и .
10. В н есен и е и зм ен ен и й .
П р и вы яв л ен и и н е д о стато ч н о эф ф ек т и в н ы х п о л о ж ен и й П о л и ти к и ,
л и б о п ри и зм ен ен и и т р еб о в ан и й за к о н о д ат ел ь ст в а Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и ,
р у к о в о д и те л ь
(д и р ек то р )
О р га н и зац и и
о б есп еч и в ает
р а зр а б о тк у
и
р еа л и зац и ю к о м п л ек са м ер по ак ту а л и за ц и и н асто ящ ей П о л и ти к и .

Прилож ение № 2
П рограм м а обучения (и н струк таж а) персонала по вопросам ,
связанны м с орган и зац и ей и обесп ечен и ем доступ н ости для
ин вал и дов объ ек тов и услуг
В се со тр у д н и ки у ч р еж д ен и я (о р ган и зац и и ), р аб о таю щ и е с и н в ал и д ам и ,
в к л ю ч ая сп ец и али сто в, о к а зы в аю щ и х у сл у ги , а так ж е всп о м о гател ьн ы й
п ер со н ал , и н ж ен ер н о -тех н и ч еск и х р аб о тн и к о в и р аб о ч и х , д о л ж н ы п р о й ти
и н стр у к таж по во п р о сам , св я зан н ы м с о б есп еч ен и ем д о с ту п н о ст и для
и н в ал и д о в об ъ екто в со ц и ал ьн о й и н ф р астр у к ту р ы и у сл у г, в то м ч и сл е по
р е ш е н и ю 'э т и х воп р о со в в у ч р еж д ен и и (о р ган и зац и и ). Д о п у ск к р аб о те вн овь
п р и н я ты х
со тр у д н и ко в
о р ган и зац и и
со ц и ал ьн о го
о б сл у ж и в ан и я
о су щ еств л яется п осле п р о х о ж д ен и я п ер в и ч н о го и н стр у к таж а и вн есен и я
св ед ен и й об это м в « Ж у р н ал у ч е т а п р о в ед ен и я и н стр у к таж а п е р с о н а л а по
во п р о сам до сту п н о сти » .
П о в то р н ы й и н стр у к таж п р о в о д и т ся по п л ан у р аб о ты у ч р еж д ен и я
(о р ган и зац и и ), в у стан о в л ен н ы е сроки , с у ч ето м п о сл ед о в ател ьн о сти
р ассм атр и в аем ы х в о п р о со в, п р ед л агаем ы х д л я о б у ч ен и я (и н стр у к таж а)
п ер со н ал а.
В зав и си м о сти от зад ач , ф о р м ы и в и д а и н с тр у к та ж а о п р ед ел я ется его
т е м а т и к а - вы б и р аю тся тем ы (в о п р о сы ) из п р ед л о ж ен н о го п ер еч н я.
П еречень основны х тем (в оп росов) дл я обучения (и н струк таж а)
п ерсонала организации по вопросам доступ н ости :
1. Т р еб о ван и я зак о н о д ател ь ств а, н о р м ати в н ы х п р аво в ы х д о к у м ен то в
по о б есп еч ен и ю д о сту п н о сти д л я и н в ал и д о в о б ъ ек то в со ц и ал ьн о й ,
и н ж ен ер н о й и тр ан сп о р тн о й и н ф р ас тр у к ту р и услуг.
2. О сн о вн ы е ви ды сто й к и х н ар у ш ен и й ф у н кц и й , зн ач и м ы е б ар ьер ы
о к р у ж аю щ ей среды и в о зм о ж н о сти и х у стр ан ен и я и к о м п ен сац и и д л я
р азл и ч н ы х категори й м ал о м о б и л ь н ы х гр аж д ан .
3. О сн о вн ы е п о н яти я и о п р ед ел ен и я по в о п р о сам д о сту п н о сти
о б ъ ек то в и услуг; п о н яти е о б ар ь е р ах о к р у ж аю щ ей ср ед ы и сп о со б а х их
п р ео д о л ен и я : ар х и тек ту р н о -п л ан и р о в о ч н ы е реш ен и я, т е х н и ч еск и е ср ед ств а
о сн ащ ен и я, и н ф о р м ац и о н н о е о б есп еч ен и е, о р ган и зац и о н н ы е м ер о п р и я ти я.
4. С тр у к ту р н о -ф у н к ц и о н ал ь н ы е зо н ы и эл ем ен ты о б ъ екта, о сн о вн ы е
т р еб о в ан и я к о б есп ечен и ю их д о с ту п н о сти ; о сн о вн ы е о ш и б к и в ад ап тац и и ,
со зд аю щ и е б ар ьер ы м ал о м о б и л ь н ы м гр аж д ан ам и сп о со б ы их и сп р ав л ен и я.
5. Э ти ч еск и е н о р м ы и п р и н ц и п ы эф ф ек ти в н о й к о м м у н и к ац и и с
и н в ал и д ам и . П си х о л о ги ч еск и е асп ек ты о б щ ен и я с и н в ал и д ам и и о к а за н и я им
помощ и.
6. О р ган и зац и я д о с ту п а м ал о м о б и л ь н ы х гр аж д ан н а объ ект: на
т ер р и то р и ю объ екта, к сто ян к е тр ан сп о р та, к вход н ой гр у п п е в зд ан и е, к
п у тям п ер ед ви ж ен и я вн у тр и зд ан и я, к м естам ц ел ево го п о сещ ен и я (зон е
о к азан и я услуг), к м естам о б щ е ст в ен н о го п о л ьзо в ан и я и со п у тств у ю щ и м
у сл у гам , в то м чи сле, и зо н ам о тд ы х а, к сан и тар н о -ги ги ен и ч еск и м

п о м ещ ен и я м , гар д ер о б у , п у н к ту о б щ еств ен н о го п и тан и я, п у н к ту п о к ата
т ех н и ч ес к и х средств и п р о ч и м , р а с п о л о ж е н н ы м н а объекте.
7. С п ец и ал ьн о е
(вс п о м о гат ел ь н о е)
о б о р у д о ван и е
и
ср ед ств а
о б есп еч ен и я д о сту п н о сти , п о р я д о к и х эк сп л у атац и и , вкл ю ч ая тр еб о в ан и я
б езо п асн о сти ; о тветств ен н ы е за и сп о л ь зо в а н и е о б о р у д о ван и я, и х задачи .
8. С о д ер ж ан и е
д о л ж н о ст н ы х
о б я зан н о стей
со тр у д н и к о в
по
о б есп еч ен и ю д о сту п н о сти д л я и н в ал и д о в о б ъ ек то в (п о м ещ ен и й ) и у сл у г в
о р ган и зац и и со ц и ал ьн о го о б сл у ж и в ан и я.
9. Ф орм ы ко н тр о л я и м ер ы о тветств ен н о сти за у к л о н е н и е от
в ы п о л н ен и я тр еб о ван и й д о с ту п н о ст и о б ъ ек то в и у сл у г в со о тв етств и и с
зак о н о д ател ь ство м .

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».