об оказании ситуацион ной пом ощ и инвалидам сотрудн и кам и М Б Д О У детск и й сад № 16 Н асто я щ ее П о л о ж ен и е р азр а б о та н о в со о тветстви и с К о н вен ц и ей О О Н о п р ав ах и н вал и д о в, Ф ед ер ал ьн ы м зак о н о м от 1 д ек аб р я 2014 г. N 4 1 9 -Ф З «О в н е сен и и и зм ен ен и й в о тд ел ьн ы е зак о н о д ател ь н ы е акты Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и по в о п р о сам со ц и ал ьн о й защ и ты и н в ал и д о в в связи с р ати ф и к ац и ей К о н в е н ц и и о п р ав ах и н вал и д о в» ; р еал и зац и ей Г о с у д ар с тв е н н о й п р о гр ам м ы « Д о сту п н ая ср ед а» н а 2 0 1 1 -2 0 2 0 годы »; Ф ед ер ал ьн ы м зак о н о м о т 24 н о яб р я 1995 г. № 181 -Ф З «О со ц и ал ь н о й защ и те и н вал и д о в в Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и » , Ф ед ер ал ьн ы м зак о н о м о т 2 9 .1 2 .2 0 1 2 № 2 7 3 -Ф 3 «О б о б р азо в ан и и в Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и » , п р и к азо м М и н и ст ер ст в а о б р азо ван и я и н ау ки р о сс и й ск о й ф ед ер ац и и от 9 н о яб р я 2015 г. № 1 3 0 9 «О б у твер ж д ен и и п о р я д к а о б есп еч ен и я у сл о в и й д о сту п н о сти для и н в ал и д о в о бъ ектов и п р ед о став л я е м ы х у сл у г в сф ер е о б р азо в ан и я, а такж е о к азан и я им при этом н ео б х о д и м о й п о м о щ и » , У ставо м М Б Д О У д е тс к и й сад № 16. 1. О бласть прим енения 1.1. Н асто я щ ее п о л о ж ен и е у с т ан ав л и в а ет п о р я д о к о р ган и зац и и и ал го р и тм о к азан и я си ту ац и о н н о й п о м о щ и и н в ал и д ам и л и ц ам с о гр ан и ч ен н ы м и воз м о ж н о стя м и зд о р о вья (д ал ее по тек с ту и н вал и д ы ), о б е сп еч ен и е у сл о в и й для б есп р еп ятств ен н о го д о сту п а. 1.2. Д ей ств и е н асто ящ его п о л о ж ен и я р асп р о стр ан яется н а со тр у д н и к о в М Б Д О У д етски й сад № 16. 2. Б уквенн ы е коды и категории ин валидности Д л я р еал и зац и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и каж д о й гр у п п е и н в ал и д о в н о р м а ти вн о у стан о вл ен код (б у к в ен н ы й ), к о то р ы й п о зв о л я ет си ст ем ати зи р о в ать д е я т ел ь н о ст ь М Б Д О У д етск и й сад № 16 по о п р ед ел ен и ю и п р е д о став л ен и ю ви д о в у сл у г и н вал и д ам и ви д о в п ом ощ и , п р ед у см о тр ен н ы х зак о н о д ател ь ств о м Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и . Б у к вен н ы й код и н в ал и д у у ст ан ав л и в ается в Г л авн ы х б ю ро м ед и к о -со ц и ал ь н о й эк сп ер ти зы в су б ъ ек тах Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и (Ф Г К У М С Э ) и зан о си тся в сп р авку и н вал и д а. Т аблица 1 - К л асси ф и к ац и я ф орм ин валидности И н в ал и д н о сть у стан ав л и в а ю т и сх о д я из к о м п л ек сн о й о ц ен к и со сто ян и я зд о -р о в ь я гр аж д ан и н а в со о тв етств и и с К л асси ф и к ац и я м и и кр и тер и ям и , у т в е р -ж д е н н ы м и М и н тр у д о м Р Ф . Д л я р еш ен и я во п р о со в со зд ан и я д о сту п н о й ср ед ы ж и зн ед еятел ьн о сти на о б ъ ек тах со ц и ал ьн о й и н ф р астр у к ту р ы р а зр а б о та н а кл асси ф и к ац и я ф о р м и н в ал и д н о сти , к о то р у ю у сл о в н о м о ж н о о б о зн ач и ть « п ен тад а к о сгу » “. В зав и си м о ст и от ф орм ы и н в ал и д н о ст и ли ц о стал к и в ается с о п р ед ел ен н ы м и б ар ьер ам и , м еш аю щ и м и ем у п о л ьзо в ать ся зд ан и я м и , со о р у ж ен и ям и и п р е д о став л я е м ы м и н асел ен и ю у сл у гам и н ар ав н е с о стал ь н ы м и лю дьм и . Буквенное Формы инва Графическое Характеристика барьеров окружаю обозначение лидности изображение щей среды для инвалидов разных форм К Инвалиды, пере Для инвалидов, передвигающихся на двигающ иеся на креслах-колясках о 1 Инвалиды с на рушениями опорно двигательного аппарата ш ша т ЕЯ креслах-колясках, барьерами различной степени выраженности могут быть по роги, ступени, неровное, скользкое по крытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разво рота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посто ронней помощи при преодолении пре пятствий (при необходимости) и др. физические и информационные барье ры. Для инвалидов с нарушениями опорнодвигателъного аппарата барьерами различной степени выраженности м о гут быть: 1) для лиц, передвигаю щ ихся самостоя тельно с помощ ью тростей, костылей, опор - пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно уста новленные пандусы, отсутствие поруч ней, отсутствие мест отды ха на пути движения и др. физические барьеры; 2) для лиц, не действую щ их руками препятствия при выполнении действий руками (открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование П рик аз М и н труд а РФ о т 2 9 сентября 2 014 г. № 6 64 н « О к л ассиф ик ациях и к ритерия х, и спол ь з уем ы х при осу щ е ст в л е н и и м ед и к о соц и а л ь н ой эк сп ерти з ы граж дан ф едераль ны ми го су д а р ств е н н ы м и учреж д ен ия м и м ед и к о-соц и а л ь н ой эк сп е р т и з ы » М етодическ ие рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «М етодик а паспортизации и классификации объ ек тов и у с л у г е целью их объ ек тивной оценки для разработки мёр, обеспечив ающ их их доступн ость . М етодическ ое п особие». С Инвалиды с на рушениями зре ния ;Ц| ч г Инвалиды с на рушениями слуха ш ■ У Инвалиды с на рушениями умственного раз вития м краном, клавишами и др.), отсутствие помощи на объекте социальной инфра структуры для осуществления действий руками. Для инвалидов с нарушениями зрения барьерами различной степени вы ра женности могут быть отсутствие так тильных указателей, в том числе на правления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, от сутствие помощи на объекте социаль ной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др. Для инвапидов с нарушениями слуха барьерами различной степени выра женности могут быть отсутствие зри тельной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутст вие возможности подклю чения совре менных технических средств реабили тации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индук ционные петли), электромагнитные по мехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеар ными имплантами, отсутствие сурдо переводчика, тиф лосурдопереводчика и др. информационные барьеры. Для инвалидов с нарушениями умствен ного развития барьерами различной степени выраженности могут быть от сутствие понятной для усвоения ин формации на объекте социальной ин фраструктуры, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориента ции и др. 3. О беспечение услови й дл я бесп р еп ятствен н ого доступа 3.1. В ц елях о б есп ечен и я у сл о в и й д л я б есп р еп ятств ен н о го д о с т у п а в зд ан и я и п о м ещ ен и я М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 и н вал и д о в, н у ж д аю щ и х ся в си ту ац и о н н о й пом ощ и: Н азвание организации а) п о д го то вл ен ы п ар к о в о ч н ы е м е с т а д л я ав то тр ан сп о р та л и ц с о гр ан и ч ен н ы м и в о зм о ж н о стям и ; б) зд ан и я и п о м ещ ен и я о б о р у д о в ан ы эл ем ен там и д о сту п н о сти (п ан д у сы , п о р у ч н и , ш и р о к и е д в ер н ы е п р о ем ы , к н о п к а в ы зо в а п ер со н ал а и д р .) в со о тв етст ви и с тр еб о в ан и ям и к д о с ту п н о ст и ср ед ы д л я м ал о м о б и л ь н ы х гр аж д ан С П 5 9 .1 3 3 3 0 .2 0 1 2 , Г О С Т Р 5 1 6 7 1 -2 0 0 0 , Г О С Т Р 5 2 875-2007; г) зо н ы о к азан и я у сл у г и с а н и т ар н о -ги ги е н и ч ес к и х п о м ещ ен и й о б о р у д о в ан ы э л е м е н та м и д о сту п н о сти в со о тв етств и и с т р еб о в ан и я м и к сан и тар н ы м к о м н а там д л я м ал о м о б и л ь н ы х гр у п п н асел ен и я; д ) и м ею тся в н али ч и и тех н и ч ес к и е ср ед ств а р еаб и л и тац и и , п о зв о л я ю щ и е п е р ед в и гать ся вн е и вн у тр и зд ан и я; 3.2. Т р еб о ван и я к о б есп еч ен и ю у сл о в и й д л я б есп р еп ятств ен н о го д о с т у п а в зд ан и я х и п о м ещ ен и ях и н в ал и д о в по к атего р и ям п р и вед ен ы в т аб л и ц е 2. Т абл и ц а 2 - Т ребования к обесп еч ен и ю услови й для бесп р еп ятствен н ого доступ а в здания и п ом ещ ен и я ин валидов по адресу: С в е р д л о в с к а я о б л ас ть , П р и г о р о д н ы й р а й о н , п. Н о в о а с б е с т , у л. 1-я Т а г и л ь с к а я , Д.55 Н ал и ч и е п р и сп о со б л ен н о й вх о д н о й гр у п п ы зд ан и я для и н в ал и д о в (п ан д у сы и д р у ги е у ст р о й с тв а и п р и сп о со б л ен и я ) В х о д в зд ан и е о б о р у д о ван п ан д у со м , сту п ен и и п л о щ ад к а в х о д а в зд ан и е с п р о ти в о ск о л ь зя щ и м п о кр ы ти ем . И м еется п а р к о в к а д л я тр ан сп о р тн ы х ср ед ств и н вали д ов. В х о д н ы е д вер и не и м ею т п о р о го в , и м ею т п и к то гр ам м у , о б о р у д о ван ы зво н ко м . Н ал и ч и е в о зм о ж н о стей п ер ем ещ ен и я Н а л ес тн и ч н ы х п р о л ётах м еж д у 1-м и и н в ал и д о в вн у тр и зд ан и я (п р и с п о 2 -м этаж о м у стан о в л ен ы п е р и л а с со б л е н и е ко р и д о р о в, л ес тн и ц и т .д .) . д в у х сторон . В зд ан и и о б о р у д о ван ы зо н ы о тд ы х а д л я о б л егч ен и я п ер ед в и ж ен и я м ал о м о б и л ь н ы х груп п н асел ен и я. И Т .д. Н ал и ч и е сп ец и ал ьн о о б о р у д о в ан н ы х са н и тар н о -ги ги ен и ч еск ая к о м н ата, сан и тар н о -ги ги ен и ч еск и х п о м ещ ен и й о б о зн ач ен н ая п и к то гр ам м о й . К о м н ата о сн ащ ен а са н и т ар н о -тех н и ч еск и м д л я и н в ал и д о в (п ери ла, п о р у ч н и , о б о р у д о ван и ем , п о р у ч н ям и , сп ец и ал и зи р о в ан н о е сан тех н и ч еск о е к р ю ч к ам и для о д еж д ы , о тки д н ы м и о б о р у д о в а н и е и т.д.) сту л ьч и к ам и , кнопкой вы зова п е р со н ал а и т.д. О сн а щ ен и е зд ан и й и со о р у ж ен и й В с е п о м ещ ен и я о сн ащ ен ы п р о ти в о с и ст ем а м и п р о ти в о п о ж ар н о й п о ж ар н о й зв у к о в о й си гн а л и за ц и ей с си гн а л и за ц и и и о п о вещ ен и я с д у б л и р у ю о п о в ещ ен и ем л ю д ей п ри п о ж ар е. щ и м и св ето в ы м и у стр о й ств ам и О сн а щ ен и е зд ан и й и н ф о р м ац и о н н ы м и р азм ещ е н ы стен д ы с д о сту п н о й у ст р о й с тв ам и , таб л о с так ти л ьн о й и н ф о р м а ц и ей об у сл у гах . В се н азв ан и я и н о м ер а п о м ещ ен и й (п р о стр ан ств ен н о -р ел ь еф н о й ) д у б л и р у ю тся п и к то гр ам м а м и и и н ф о р м а ц и ей и др. т ак т и л ь н ы м и таб л и ч к ам и , вы п о л н ен н ы м и ш р и ф то м Б р ай л я и т.д. 4. А лгоритм оказания си туац и он н ой пом ощ и инвалидам 4.1. С и туац ионн ая пом ощ ь и н вал и ду с кодом «К » 4.1.1 О р ган и зац и о н н ы е м ер о п р и я ти я М Б Д О У д етск и й сад № 16: а) н а сто ян к е ав то тр ан сп о р тн ы х ср ед ств о ко л о М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 н ео б х о д и м о вы д ели ть м еста, д л я п ар к о в к и сп ец и ал ьн ы х авто тр ан сп о р тн ы х с р е д ст в и н вал и д о в, ко то р ы е не д о л ж н ы зан и м ат ь и н ы е тр ан сп о р тн ы е сред ства; б) в М Б Д О У д етски й сад № 16 н азн ач ается со тр у д н и к, сп о со б н ы й п о м о чь и н в ал и д у на ко л яске вой ти и в ы й ти из зд ан и я, п о м о чь ем у п ри п ер ед в и ж ен и и в н у тр и зд ан и я, п о д н ять и н в ал и д а н а к о л я ск е на н у ж н ы й этаж ; в) н а зд ан и и к о р п у са у ст ан ав л и в а ет ся к н о п к а в ы зо в а сл у ж б ы п о м о щ и и к о н так тн ы й тел еф о н , п р о д у б л и р о в а н н ы й н а сп ец и ал ь н ы х и н ф о р м ац и о н н ы х таб л и ч к ах ; г) н ад п и си на зд ан и и и вн у тр и п р ед став л ен ы в л егк о ч и таем о й и п о н я тн о й ф орм е и р азм ещ ен ы с у ч ето м и х д о с ту п н о ст и д л я и н в ал и д о в - н а у р о в н е си д ящ его в к о л я ск е ин вали д а; д ) в М Б Д О У д етск и й сад № 16 и м ею тся в н ал и ч и и р еаб и л и тац и о н н ая тех н и к а, в то м ч и сл е и в ф и зк у л ь ту р н о -о зд о р о в и тел ь н ы х п о м ещ ен и ях . 4.1.2. П р и н ах о ж д ен и и и н в ал и д а с ко д о м «К » в у ч еб н ы х и п р о и зв о д ств ен н ы х п о м ещ ен и я х М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 ем у о к азы в аю т си ту ац и о н н у ю пом ощ ь: а) п р и вх о д е и вы ход е из здан и я; б) п р и п ер ем ещ ен и и вн утри зд ан и я, п р и п о д ъ ем е и сп уске с л естн и ц ы ; в) в гар д ер о б е - п о м о чь р азд еть ся и о д еть ся (п ри н ео б х о д и м о сти и вн у тр и п о м ещ ен и я ); г) в сто л о в о й и б уф ете - д о стать и п о стави ть н а стол н ео б х о д и м о е блю до; д ) п ри п о сещ ен и и туалета, п р и н ео б х о д и м о сти . 4 .1.3. Д ей стви я п е р со н ал а п р и о к азан и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и в со о тв етств и и с кодам и катего р и й и н вал и д н о сти . 4 .1 .3 .1 . А д м и н и стр ато р (сто р о ж ): а) по м о н и то р у в и д ео н аб л ю д ен и я в и д и т п о сети тел я с о гр ан и ч ен и ем п е р ед в и ж ен и я (н а ко л яске, к о сты л ях ), в ы х о д и т н а ули ц у, о т к р ы в а ет вх о д н ы е д вер и ; б) и н в ал и д у н а ко сты л ях п р е д о ст ав л я е т кр есл о -к о л яск у п р и вх о д е в зд ан и е, о к а зы в ае т п о м о щ ь при п ер ем ещ ен и и в кр есл о -к о л яск у ; в) о к а зы в ае т п ом ощ ь п ри вх о д е в зд ан и е; г) у то ч н я ет, в какой п о м о щ и н у ж д ается п о сети тел ь , цель п о сещ ен и я М Б Д О У д е тс к и й сад № 16; д ) со о б щ ает со тр у д н и ку сл у ж б ы п о м о щ и о п о сещ ен и и М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 п о сети тел я с о гр ан и ч ен и ем п ер ед в и ж ен и я ; е) о к а зы в ае т п о м о щ ь п ри в ы х о д е из к о л л ед ж а. 4 .1 .3 .2 . С о тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и : а) о к а зы в аю т п ом ощ ь п ри о д еван и и и р азд ев ан и и ; б) в сл у ч ае н ео б х о д и м о сти о к а зы в ае т п о м о щ ь п ри п ер ед в и ж ен и и в н у тр и здан и я, со п р о в о ж д а ет по к аб и н етам , со п р о в о ж д а ет до гард ер о б а; в) о к а зы в ае т п ом ощ ь п ри од еван и и ; г) п ри н ео б х о д и м о сти о к азы в ает п о м о щ ь п р и п о сещ ен и и ту ал ета; д ) п р и п о сещ ен и и ф и зк у л ь т у р н о -о зд о р о в и т ел ь н ы х с о о р у ж е н и й ___________ о к а зы в ае т п о м о щ ь при п е р ео д е в а н и и и п р и н я ти и ги ги ен и ч еск и х п р о ц ед у р (по н ео б х о д и м о сти ). П р ав и л а п о вед ен и я при о б щ ен и и с л ю д ьм и , и сп ы т ы в а ю щ и м и т р у д н о сти п р и п е р ед в и ж ен и и , п р и вед ен ы в п р и л о ж ен и и А. 4.2. С и туационная пом ощ ь и н вал и ду с кодом «С » 4 .2.1. О р ган и зац и о н н ы е м е р о п р и я ти я М Б Д О У д етск и й сад № 16: а) п р и вх о д е в зд ан и е р азм ещ е н а т ак т и л ь н а я п л и тк а и зву к о в ая и н ф о р м ац и я , а и н ф о р м а ц и я вн утри зд ан и я и н ф о р м а ц и я п р о д у б л и р о в а н а Б р ай л ер о в ск и м тек сто м . Б ) в сто л о в о й М Б Д О У д етск и й сад № 16 и м еется сп ец и а л ь н ая п о с у д а для сл еп ы х , ко то р ая п о зв о л я е т и н вал и д ам есть сам о сто я тел ьн о . 4 .2.2. П р и н ах о ж д ен и и и н в ал и д а с ко д о м «С » в у ч еб н ы х и п р о и зв о д ст в ен н ы х п о м ещ ен и я х М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 ем у о к азы в ается си ту а ц и о н н у ю п ом ощ ь: а) п р и вх о д е и вы ход е из здан и я; б) п р и п ер ем ещ ен и и вн у тр и зд ан и я; в) п ри п о д ъ ем е и сп уске с л естн и ц ы ; г) в гар д ер о б е - при р азд ев ан и и и о д еван и и ; д ) в сто л о в о й и б у ф ете - д о с та ет и с т ав и т н а сто л н ео б х о д и м о е блю д о; е) п р и н ео б х о д и м о сти о к азы в ается п о м о щ ь в туалете. 4.2 .3. Д ей ств и я п ер со н ал а п ри о к азан и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и в со о тв етств и и с код ам и к атего р и й и н в ал и д н о сти . 4 .2 .3 .1 . А д м и н и стр ато р (сторож ): а) по м о н и то р у си стем ы в и д е о н аб л ю д ен и я н аб л ю д ает за п о сет и те л е м с о гр ан и ч ен и ем п ер ед ви ж ен и я; б) в ст р еч ае т сл еп о го и н в ал и д а на у л и ц е (н а вх о д е в зд ан и е); в) о т к р ы в а е т вх о д н ы е двери ; г) п о м о га е т вой ти в здан и е; д ) б е р ет п о сети тел я п о д л о к о ть и с о п р о в о ж д а ет д о со тр у д н и к а сл у ж б ы п о м о щ и , п ри н ео б х о д и м о сти зн ак о м и т и н в ал и д а со всем и н ад п и с ям и в М Б Д О У д етск и й сад № 16; е) о к а зы в ае т п о м о щ ь п ри вы ход е из зд ан и я; ж ) п р и н ал и ч и и у и н в ал и д а со б ак и -п р о в о д н и к а - о к азы в ает п о м о щ ь при п р о гу л к е соб аки . 4 .2 .3 .2 . С о тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и : а) п о м о га ет при о д еван и и и р азд ев ан и и ; б) п ри н ео б х о д и м о сти зн ак о м и т со в сем и н ад п и с я м и в у н и в ер си тете, не д у б л и р о в а н н ы м и ш р и ф то м б р ай л я и л и го л о со в ы м и н ф о р м ато р о м ; в) с о п р о в о ж д а ет до н у ж н о го к аб и н ета, п р и д ер ж и в ая его п о д л о к о ть; г) о к а зы в аю т п о м о щ ь п р и о р и е н та ц и и в п о м ещ ен и и . П р а в и л а п о вед ен и я п ри о б щ ен и и с л ю д ь м и , и м ею щ и м и п л о х о е зр ен и е, п р и в ед ен ы в п р и л о ж ен и и А . 4.3. С и туационная пом ощ ь и н вал и ду с кодом «О » 4 .3.1. О р ган и зац и о н н ы е м ер о п р и я ти я М Б Д О У д етск и й сад № 16: а) д л я о б л егч ен и я вх о д а и в ы х о д а в п о м ещ е н и я х н еко то р ы е д в ер и о тк р ы ваю тся ав то м ати ч еск и , при о тсу тстви и ав то м а ти ч е ск и о тк р ы ваю щ ей ся д в ер и , со тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и о тк р ы вает и за к р ы в а е т д вер ь, все р у ч ки д в ер ей в п о м ещ ен и я х ш и р о к и е; б) в сто л о во й и м еется сп ец и а л ь н ая сто л о в ая п о су д а (тар ел к и с вы со к и м и б о р ти к ам и ), а так ж е тех н и ч еск и е ср е д ст в а р еаб и л и тац и и , п о м о гаю щ и е и н вал и д у с н ар у ш ен и ем вер х н и х к о н е ч н о ст ей в ы п о л н ять р азл и ч н ы е д ей ств и я сам о о б сл у ж и в ан и я сам о сто ятел ьн о ; в) сп ец и ал ь н ы е ту ал етн ы е к о м н аты в М Б Д О У д етск и й сад № 16 о сн ащ ен ы н о ж н ы м или ав то м ати ч еск и м сп у ско м воды , сен со р н ы м см еси тел ем в р ак о ви н е, сен со р н о й су ш и л к о й для рук. 4.3 .2. П р и н ах о ж д ен и и и н в ал и д а с ко д о м «О » в у ч еб н ы х и п р о и зв о д ств ен н ы х п о м ещ ен и я х М Б Д О У д етск и й сад № 16 ем у о к азы в аю т си ту ац и о н н у ю п ом ощ ь п р и в сех д е й ст в и я х , в ы п о л н я ем ы х р у кам и : а) п ри вх о д е и вы ход е из зд ан и я, о т к р ы в а н и и и зак р ы в ан и и двер ей ; б) в гар д ер о б е - при р азд ев ан и и и о д еван и и , в р азд ев ал к е сп о р ти в н о го зал а п о м о ч ь п ер ео д еться в сп о р ти в н у ю ф орм у; 4 .3 .3 . Д ей стви я п ер со н ал а п р и о к азан и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и в со о тв етств и и с ко д ам и к атего р и й и н в ал и д н о сти . 4 .3 .3 .1 . ад м и н и стр ато р (сторож ): а) по м о н и то р у си стем ы в и д ео н аб л ю д ен и я в и д и т п о сети тел я с о гр ан и ч ен и ем в сам о о б сл у ж и ван и и ; б) в стр еч ае т и н в ал и д а н а у л и ц е (н а вх о д е в зд ан и е); в) о т к р ы в а ет входн ы е двери ; г) п о м о гает вой ти в здан ие; д ) п р и гл аш а ет со тр у д н и ка сл у ж б ы п о м о щ и ; е) о к а зы в ае т п о м о щ ь при вы х о д е из зд ан и я. 4.3.3.2. со тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и : а) п о м о га ет п ри од еван и и и р азд ев ан и и ; б) со п р о в о ж д ает до н у ж н о го каб и н ета. 4.4. С итуац ионная пом ощ ь и н вал и ду с кодом «Г» 4.4 .1. И н в ал и д глухой , п ри ф о р м ал ь н о м о б щ ен и и н у ж д ается в у сл у гах су р д о п ер ево д ч и к а. П р и о тсу тстви и су р д о п ер е в о д ч и к а с и ту ац и о н н ая п о м о щ ь и н в ал и д у о казы вается во всех п о м ещ ен и я х , где о тсу тству ет п и сьм ен н ая и н ф о р м а ц и я об усл у гах , п р е д о ст ав л я е м ы х к о л л ед ж о м . 4 .4 .2 . П р и п л ан о во м п о с ещ е н и и к о л л ед ж а и н в ал и д у с ко д о м «М » н ео б х о д и м о зар ан ее о б р ащ ается в сл у ж б у помощ и сту д ен там за су р д о п ер ево д ч и к о м или со п р о в о ж д аю щ и м л и ц ом . 4.4 .3. Во врем я п р еб ы в ан и я и н в ал и д а в к о л л ед ж е су р д о п ер ев о ч и к со п р о в о ж д а ет и н вал и д а по т е р р и т о р и и ко л л ед ж а, зн ак о м и т с п и сьм ен н о й и н ф о р м а ц и ей о п р о в о д и м ы х в к о л л ед ж е м ер о п р и я ти ях , у ч аств у ет в п р о в ед ен и и р еа б и л и т ац и о н н ы х м ер о п р и яти й , о к азы в ая у сл у ги по су р д о п ер ево д у . 4 .4 .5 . П р и о тсу тстви и с у р д о п ер е в о д ч и к а со тр у д н и к сл у ж б ы п о м о щ и з н а к о м и т и н в ал и д а с п и с ь м ен н о й и н ф о р м ац и ей о порядке о к азан и я о б р а зо в а те л ь н ы х у сл у г и д р у го й за п р а ш и в ае м о й и н в ал и д о м и н ф о р м ац и и . 4.5. С и туац ион н ая п ом ощ ь и н вал иду с кодом «У » 4 .5 .1 . О р ган и зац и о н н ы е м ер о п р и я ти я: а) о б есп еч ен и е д о сту п н о й , п о н я тн о й д л я у св о ен и я и н ф о р м ац и и об о к азы в аем ы х услугах; б) о р ган и зац и я со п р о во ж д ен и я д л я о к азан и я н ео б х о д и м ы х у сл у г 4 .5.2. Д ей ств и я п ер со н ал а п ри о к азан и и си ту ац и о н н о й п о м о щ и в со о тв етств и и с к о д ам и катего р и й и н в ал и д н о сти 4 .5 .2 .1 . С о тр у д н и ки М Б Д О У д етск и й сад № 16: а) р а зъ я с н я ю т и н ф о р м ац и ю о п р е д о ст ав л ен и и у сл у г у ч р еж д ен и ем со ц и ал ьн о го о б с л у ж и в ан и я н асел ен и я; б) с о п р о в о ж д а ю т до н у ж н о го к а б и н е т а у ч р еж д ен и я со ц и ал ьн о го о б сл у ж и ван и я н асел ен и я. 5. О тветств ен н ость 5.1. М Б Д О У д етск и й сад № 16 н е сет о тветств ен н о сть п ер ед и н в ал и д о м за у б ы т к и и м о р ал ьн ы й вред, п р и ч и н е н н ы е ем у в сл ед стви е н е о к азан и я или н е н ад л е ж а щ его оказан и я ем у у сл у ги , н ар у ш ен и я его п р ав и зак о н н ы х и н тер есо в , в том ч и сл е р азгл а ш ен и я его п ер со н ал ь н ы х д а н н ы х и и с п о л ь зо в а н и я со тр у д н и к ам и ак ад ем и и св о его сл у ж еб н о го п о л о ж е-н и я в ц елях н есо о т в е тс тв у ю щ и х и н тер есам и н в ал и д а. 5.2. Д ля о б есп еч ен и я и н в ал и д ам д о с т у п а н ар ав н е с д р у ги м и к о б ъ ектам М Б Д О У д етск и й сад № 16 со тр у д н и к ам н ео б х о д и м о о к азы в ать си ту ац и о н н у ю п о м о щ ь в зав и си м о сти от в и д а и в ы р аж ен н о сти и м ею щ его ся у и н в ал и д а н а р у ш ен и я зд о р о вья с у ч ето м б у к в ен н о го ко д а и то й си ту ац и и , в к о то р о й н ах о д и тся инвали д. 5.3. П р и о казан и и си ту а ц и о н н о й п о м о щ и р аб о тн и к и М Б Д О У д е тс к и й сад № 16 о б язан ы со б лю д ать и защ и щ ат ь п р а в а и и н тер есы и н в ал и д о в и о б есп еч и в ать к о н ф и д ен ц и ал ь н о сть п ер со н ал ь н ы х д а н н ы х и св ед ен и й о со д ер ж ан и и о казы в аем ы х им услуг. Приложение А ПРАВИЛА П О ВЕДЕН И Я П РИ О БЩ ЕН ИИ С И Н ВАЛ И ДАМ И О бщ ие правила эт и кет а п ри общ ени и с ин валидам и 1. Обращение к человеку, к о гд а вы р азго в ар и в аете с и н вал и д о м , о б р ащ ай тесь н еп о ср ед ств ен н о к н ем у, а не к со п р о в о ж д аю щ ем у или су р д о п ер ево д ч и к у , ко -то р ы е п р и с у тс тв у ю т п р и разго во р е. 2. Пожатие руки: к о гд а вас зн ак о м я т с и н вал и д о м , в п о л н е естеств ен н о п о -ж а ть ем у руку: д аж е те, ко м у т р у д н о д в и гать р у к о й или кто п о л ьзу ется п р о те зо м , в п о л н е м о гу т п о ж ать р у к у — п р аву ю и л и л еву ю , что вп о л н е д о п у сти м о . 3. Называйте себя и других: к о гд а вы встр еч аетесь с ч ел о в ек о м , к о то р ы й п л о -х о или со всем не в и д и т, о б я зател ьн о н азы вай те себя и тех лю дей , к о т о р ы е п р и ш л и с вам и. Е сл и у вас о б щ ая б есед а в гр у п п е, н е заб ы в ай те п о я сн и ть , к ком у в д ан н ы й м о м ен т вы о б р ащ аетесь, и н азвать себя. 4. Предложение помощи: если вы п р ед л агаете п о м о щ ь, ж д и те, п о к а ее п р и м у т, а затем сп р аш и вай те, что и как делать. 5. Адекватность и вежливость: о б р ащ ай тесь с в зр о сл ы м и и н в ал и д ам и как с взр о сл ы м и . О б р ащ ай тес ь к ни м по и м ен и и н а ты , то л ь к о есл и вы х о р о ш о зн аком ы . 6. Не опирайтесь на кресло-коляску: оп и раться и л и ви сн у ть н а ч ьей -то и н в а-л и д н о й ко л яске - то ж е сам о е, ч то о п и р ать ся и л и в и сн у ть н а ее об л ад ател е, и это то ж е р азд р аж ает. И н в ал и д н ая к о л я ск а - это часть н еп р и к асаем о го п р о стр ан ст в а ч ел о век а, ко то р ы й ее и сп о льзу ет. 7. Внимательность и терпеливость: к о гд а вы р азго в ар и в аете с ч ел о в ек о м , и сп ы ты ваю щ и м т р у д н о ст и в о б щ ен и и , сл у ш ай те его вн и м ател ьн о . Б у д ь т е тер п ел и в ы , ж ди те, к о гд а ч ел о в ек сам зак о н ч и т ф разу. Н е п о п р ав л я й те его и не д о го в ар и в ай те за него. Н и к о гд а не п р и тв о р яй тес ь, ч то вы п о н и м аете, если н а сам о м д ел е это не так. П о в то р и те, ч то вы п о н ял и , это п о м о ж е т ч ел о в ек у о твети ть вам , а вам — п о н ять его. 8. Расположение для беседы: к о гд а вы го во р и те с ч ел о в ек о м , п о л ьзу ю щ и м ся и н вал и д н о й к о л я ск о й и ли к о сты л ям и , р ас п о л о ж и тесь так, ч то б ы ваш и и его гл аза бы ли н а о д н о м у р о в н е, т о гд а вам б у д ет л егч е р азго в ар и в ать. Р азго в а р и -в ая с тем и , кто м о ж ет, ч и тать по гу б ам , р ас п о л о ж и тес ь так , ч то б ы на В ас п а-д ал свет, и В ас бы л о х о р о ш о ви д н о , п о стар ай тесь, ч то б ы В ам н и ч его (еда, си -гар еты , р у ки ), не м еш ало. 9. Привлечение внимания человека: ч то б ы п р и в л еч ь в н и м ан и е ч ел о века, ко то -р ы й п лохо слы ш и т, п о м аш и т е ем у р у к о й или п о х л о п ай те по п лечу. С м о тр и те ем у п р ям о в гл аза и го в о р и те ч етк о , но и м ей те в ви д у , ч то не все лю ди, к о то -р ы е п л о х о слы ш ат, м о гу т ч и тать по губам . 10. Не смущайтесь, если сл у ч ай н о д о п у сти л и о п л о ш н о сть, ск азав « У в и д и м ся » или «В ы сл ы ш ал и об э т о м ...? » то м у , кто не м о ж ет в и д еть или сл ы ш ать . Т ак ж е р азр аб о тан ы п р а в и л а э ти к ета д л я лиц с р азн ы м и р а с ст р о й ст в ам и ф у н кц и й о р -ган и зм а. С п и со к п р ави л д о стато ч н о велик. Е сл и со м н ев аетесь , р ассч и ты в ай те н а сво й зд р ав ы й см ы сл и сп о со б н о с ть к со ч у в ств и ю . О тн о си тесь к д р у го м у ч ел о в ек у , как к себе сам о м у , т о ч н о так ж е его у в аж ай т е - и т о гд а о к а за н и е у с-л у ги в у ч р еж д ен и и и о б щ ен и е бу д у т эф ф ек ти в н ы м и . П рави л а эт и кет а п ри общ ен и и с инвалидам и, испы т ы ваю щ им и т рудн ост и при п ередвиж ен ии : • П о м н и те, что и н в ал и д н ая к о л я с к а — н еп р и к о сн о в ен н о е п р о стр ан ство ч ел о в ек а. Н е о б л о к ач и вай тесь н а н ее, не то л к ай те, не к л ад и те н а н ее н о ги без р азр е ш ен и я . Н ач ать к ати ть к о л я ск у б ез со гл аси я и н в ал и д а — то ж е сам о е, что сх в ати ть и п о н ести ч ел о в ек а без его р азр еш ен и я . • В с е гд а сп р аш и вай те, н у ж н а л и п о м о щ ь, п р еж д е ч ем о к азать ее. П р е д л а га й т е п о м о щ ь, если н у ж н о о т к р ы ть тяж ел у ю д в ер ь и л и п р о й ти п о к о в р у с д л и н н ы м ворсом . • Е сл и ваш е п р ед л о ж ен и е о п о м о щ и п р и н ято , сп р о си те, что н у ж н о д е л ать, и ч етк о сл ед у й те и н стр у к ц и ям . • Е сл и вам р азр еш и л и п е р ед в и гат ь ко л яску , сн ач ал а к ати те ее м е д л е н но. К о л я ск а бы стро н а б и р ае т ск о р о сть, и н ео ж и д ан н ы й то л ч о к м о ж е т п р и в ес ти к п о тер е равн о веси я. • В сегд а л и ч н о у б е ж д ай т ес ь в д о с ту п н о ст и м ест, где зап л ан и р о в а н ы м ер о п р и я ти я. З ар ан ее п о и н тер е су й тес ь , к ак и е м о гу т в о зн и к н у ть п р о б л е м ы или б ар ь ер ы и как их м о ж н о у стр ан и ть . • Н е н ад о х л о п ать ч ел о в ек а, н ах о д я щ его ся в и н в ал и д н о й к о л я ск е, по сп и н е и ли по плечу. • Е сл и во зм о ж н о , р а с п о л о ж и т ес ь так , ч то б ы ваш и л и ц а б ы л и н а одн ом у р о в н е. И зб егай те п о л о ж ен и я, п р и к о то р о м ваш ем у со б есе д н и к у н у ж н о за п р о к и д ы в ать голову. • Е сл и су щ еств у ю т а р х и те к т у р н ы е б ар ьер ы , п р ед у п р ед и те о н и х, ч то б ы ч ел о в ек и м ел в о зм о ж н о сть п р и н и м ать р еш ен и я зар ан ее. • П о м н и те, что, как п р ави л о , у л ю д ей , и м ею щ и х тр у д н о ст и п ри п ер е д в и ж ен и и , н ет п р о б л ем со зр ен и ем , сл у х о м и п о н и м ан и ем . • Н е д у м ай те, что н ео б х о д и м о ст ь п о л ьзо в ать ся и н в ал и д н о й к о л я ск о й это тр агед и я . Э то сп о со б св о б о д н о го (есл и н ет ар х и тек ту р н ы х б ар ьер о в ) п е р е д в и ж ен и я. Е сть лю ди , п о л ь зу ю щ и ес я и н в ал и д н о й ко л яско й , к о то р ы е не у т р а т и л и сп о со б н о сти х о д и ть и м о гу т п ер ед в и гат ь с я с п о м о щ ью к о с ты л ей , тр о сти и т.п . К о л я ск и он и и сп о л ь зу ю т д л я то го , ч то б ы эк о н о м и ть си лы и б ы стр ее п е р ед ви гать ся . П р а в и л а э т и к е т а п р и о б щ е н и и с и н в а л и д а м и , и м е ю щ и м и н а р у ш е н и е з р е -н и е и л и н езр я ч и м и : • П р ед л агая свою п о м о щ ь, н а п р ав л я й т е ч ел о в ек а, не сти с к и в ай т е его р у ку , и д и те так, как вы о б ы ч н о х о д и те. Н е н у ж н о х в атать сл еп о го ч е л о в е к а и т а щ и т ь его з а собой. • О п и ш и те кратко, где вы н ах о д и тесь . П р ед у п р еж д ай те о п р еп ятств и ях : сту п ен ях , л уж ах, ям ах, н и зк и х п р и то л о к ах , т р у б ах и т.п. • И сп о л ьзу й те, есл и это у м ест н о , ф разы , х ар ак тер и зу ю щ и е зву к , зап ах, р ассто ян и е. Д ели тесь у ви д ен н ы м . • О б р ащ ай тесь с со б ак а м и -п о в о д ы р я м и не так, как с о б ы ч н ы м и д о м а ш н и м и ж и во тн ы м и . Н е к о м ан д у й те, не тр о гай те и не и гр ай те с со б ако и п о во д ы р ем . • Е сл и вы со б и р аетесь ч и т ат ь н езр я ч ем у ч ел о веку , сн ач ал а п р е д у п р ед и те об этом . Г о во р и те н о р м ал ьн ы м го л о со м . Н е п р о п у ск ай те и н ф о р м ац и ю , если вас об это м не п опросят. • Е сл и это важ н о е п и сьм о и л и д о к у м ен т, не н у ж н о д л я у б ед и тел ьн о сти д а в а ть его п отрогать. П р и это м н е зам ен я й те ч тен и е п ер еск азо м . К о гд а н е зр я ч и й ч ел о в ек д олж ен п о д п и сать д о к у м е н т, п р о ч и тай те его о б язател ьн о . И н в а л и д н о с ть не о св о б о ж д ает сл еп о го ч ел о в ек а от о тветств ен н о сти , о б у с л о в л ен н о й д о к у м ен то м . • В сегд а о б р ащ ай тесь н еп о ср ед ст в ен н о к ч ел о веку , д а ж е есл и он вас не в и д и т, а не к его зр яч ем у ко м п ан ьо н у . • В с егд а н азы в ай те себя и п р е д ст ав л я й т е д р у ги х со б есед н и к о в , а такж е о стал ь н ы х п р и су тству ю щ и х . Е сл и вы х о т и те п о ж ать руку, ск аж и те об этом . • К о гд а вы п р ед л агаете н е зр я ч ем у ч ел о в ек у сесть, н е у са ж и в а й т е его, а н а п р ав ь т е р у к у н а сп и н ку сту л а и л и п о д л о к о тн и к . Н е во д и те по п о в ер х н о сти его р уку, а д ай те ем у в о зм о ж н о ст ь св о б о д н о п о тр о гать п р ед м ет. Е сл и вас п о п р о си л и п о м о чь взять к ак о й -то п р ед м ет, не сл ед у ет т ян у ть к и сть сл еп о го к п р е д м е т у и б р ать его р у к о й это т п редм ет. • К о гд а вы общ аетесь с гр у п п о й н езр я ч и х л ю д ей , не заб ы в ай те каж д ы й р аз н азы вать того, к ком у вы о б р ащ аетесь . • Н е заставл яй те ваш его со б е с е д н и к а в ещ ать в п у стоту: если вы п е р е м ещ аетесь , п р ед у п р ед и те его. • В п о л н е н о р м ал ьн о у п о т р еб л я ть слово « см отреть». Д ля н езр я ч его ч е л о в е к а это о зн ач ает « ви д еть р у к ам и » , о сязать. • И зб егай те р ас п л ы в ч аты х о п р ед ел ен и й и и н стр у к ц и й , к о то р ы е о бы чн о со п р о во ж д аю тся ж естам и , в ы р аж ен и й вр о д е « С так ан н ах о д и тся гд е-то там на сто л е» . С тар ай тесь бы ть то ч н ы м и : « С так ан п о сер ед и н е стола». • Е сл и вы зам ети л и , что н е зр я ч и й ч ел о в ек сб и л ся с м ар ш р у та, не у п р а в л я й т е его д ви ж ен и ем н а р ассто ян и и , п о д о й д и те и п о м о ги те вы б р аться н а н у ж н ы й путь. • П р и сп уске или п о д ъ ем е п о сту п ен ьк ам вед и те н езр я ч его п е р п ен д и к у л я р н о к ним . П ер ед ви гаясь, не д е л а й т е р ы вк о в , р езк и х д в и ж ен и й . П р и с о п р о в о ж д ен и и н езр яч его ч ел о в ек а не зак л а д ы в а й те р у к и н азад - это н еу д о б н о . П рави л а эт и кет а п ри о бщ ен и и с ин валидам и, им ею щ и м и н а р уш ен и е слуха: • Р азго в ар и вая с ч ел о в ек о м , у к о то р о го п л о х о й слух, см о тр и те п р ям о на н его . Н е затем н яй те свое л и ц о и не заго р аж и в ай т е его р у к ам и , в о л о сам и или к ак и м и -то п р ед м етам и . В аш со б есе д н и к д о л ж ен и м еть в о зм о ж н о сть сл ед и ть за в ы р аж ен и ем ваш его лица. • С у щ еству ет н еск о л ь к о ти п о в и степ ен ей глухоты . С о о тв етств ен н о , су щ еств у ет м н о го сп о со б о в о б щ ен и я с л ю д ьм и , ко то р ы е п л о х о слы ш ат. • Е сл и вы не зн аете, к ак о й п р ед п о ч есть , сп р о си те у них. • Н ек о то р ы е л ю д и м о гу т сл ы ш ать , но в о сп р и н и м аю т о тд ел ь н ы е звуки н еп р ав и л ьн о . В это м слу ч ае го в о р и те б о л ее гр о м к о и ч етко , п о д б и р ая п о д х о д я щ и й ур о вен ь. В д р у го м сл у ч ае п о н а д о б и т ся л и ш ь сн и зи ть в ы со ту голоса, т ак как ч ел о в ек у тр ати л сп о со б н о сть в о сп р и н и м ать вы со к и е ч асто ты . • Ч то б ы п р и вл еч ь в н и м ан и е ч ел о в ек а, к о то р ы й п л о х о сл ы ш и т, н азо ви те его по и м ен и . Е сл и о твета нет, м о ж н о сл егк а тр о н у ть ч ел о в ек а и л и же п о м а х ать р у ко й . • Г о в о р и те ясн о и р о вн о . Н е н у ж н о и зл и ш н е п о д ч ер к и в ать ч то -то . К р и ч ать, о со б ен н о в ухо, то ж е не надо. • Е сл и вас п р о сят п о в то р и ть ч то -то , п о п р о б у й те п е р еф р ази р о в ать свое п р ед л о ж ен и е. И сп о л ь зу й те ж есты . • У б ед и тесь, что вас п о н я л и . Н е стесн я й тесь сп р о си ть, п о н ял л и вас со б есед н и к . • Е сл и вы со о б щ аете и н ф о р м а ц и ю , ко то р ая в к л ю ч ает в себ я н о м ер , т е х н и ч ес к и й или др у го й сл о ж н ы й т ер м и н , ад рес, н ап и ш и те ее, со о б щ и т е по ф аксу и л и эл е к тр о н н о й п очте и ли л ю б ы м д р у ги м сп о со б о м , но так , ч то б ы он а бы л а т о ч н о п он ята. • Е сл и су щ еств у ю т т р у д н о с т и п р и у стн о м об щ ен и и , сп р о си те, не б уд ет л и п р о щ е п ер еп и сы ваться. • Н е заб ы в ай те о среде, к о то р ая в ас окр у ж ает. В б о л ь ш и х и ли м н о го л ю д н ы х п о м ещ ен и ях тр у д н о о б щ а т ь ся с л ю д ьм и , к о то р ы е п л о х о сл ы ш ат. Я р кое со л н ц е или тен ь то ж е м о гу т б ы ть б ар ьер ам и . • О чен ь ч асто гл у х и е л ю д и и с п о л ь зу ю т я зы к ж есто в. Е сл и вы о б щ а е т есь ч ер ез п ер ево д ч и ка, не заб у д ь те, ч то о б р ащ аться н ад о н еп о ср ед ств ен н о к со б есед н и к у , а не к п ер ево д ч и ку . • Н е все лю ди , к о то р ы е п л о х о сл ы ш ат, м о гу т ч и тать по губам . В ам л у ч ш е всего сп роси ть об это м п р и п е р в о й встрече. Е сл и ваш со б есед н и к о б л а д а е т эти м н авы ко м , н уж н о со б л ю д ать н еск о л ь к о в аж н ы х правил. • П о м н и те, что то л ь к о тр и из д е ся ти сл о в х о р о ш о п р о ч и ты в аю тся. • Н у ж н о см о тр еть в л и ц о со б есе д н и к у и го во р и ть ясн о и м ед л ен н о , и с п о л ь зо в ать п р о сты е ф р азы и и зб егать н е су щ е ст в е н н ы х слов. • Н у ж н о и сп о л ь зо вать в ы р а ж е н и е л и ц а, ж есты , тел о д в и ж ен и я , если х о ти те п о д ч ер к н у ть и ли п р о я сн и ть см ы сл ск азан н о го . П рави л а эт и кет а п ри общ ен и и с инвалидам и, им ею щ им и задерж ку в р а зви т и и и проблем ы общ ения, ум ст вен н ы е наруш ен и я: • И сп о л ь зу й те д о сту п н ы й язы к , вы р аж ай тесь то ч н о и по делу. • И зб егай те сл о весн ы х ш т ам п о в и о б р азн ы х вы р аж ен и й , есл и то л ько вы не у в ер е н ы в то м , что ваш со б есе д н и к с н и м и зн ак о м . • Н е го во р и те свы сока. Н е д у м ай т е, ч то вас не пой м ут. • Г о в о р я о зад ач ах и ли п р о ек те, р ас ск азы в ай те все «по ш агам » . Д ай те • ваш ем у со б есед н и к у в о зм о ж н о ст ь о б ы гр ать к аж д ы й ш а г п о сл е того, как вы о б ъ ясн и л и ему. • И сх о д и те из того, что в зр о сл ы й ч ел о в ек с зад ер ж к о й в р азв и т и и и м еет так о й ж е опы т, как и л ю б о й д р у го й взр о сл ы й человек. • Е сл и н ео б х о д и м о , и сп о л ь зу й те и л л ю стр ац и и или ф о то гр аф и и . Б у д ьте го то в ы п о вто р и ть н еско л ько раз. Н е сд ав ай тесь, если вас с п ер во го р а за не п о няли . • О б р ащ ай тесь с ч ел о в ек о м с п р о б л ем ам и р азви ти я то ч н о так ж е, как вы бы о б р ащ ал и сь с л ю б ы м д р у ги м . В б есед е о б су ж д ай те те ж е тем ы , к ак и е вы о б су ж д аете с д р у ги м и л ю д ьм и . Н ап р и м ер , п л ан ы н а вы х о д н ы е, о тп у ск, п о года, п о сл ед н и е собы тия. • О б р ащ ай тесь н еп о ср ед ств ен н о к человеку. • П о м н и те, что л ю д и с зад е р ж к о й в р азв и ти и д еесп о со б н ы и м о гу т п о д п и сы в ать до к у м ен ты , к о н тр ак ты , го л о со в ать, д авать со гл аси е н а м ед и ц и н ск у ю п о м о щ ь и т.д. П равила эт и кет а п ри общ ен и и с ин валидам и, им ею щ им и п си хи ч ески е н аруш ени я: • Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. • Л ю д и с п си х и ч еск и м и п р о б л ем ам и м о гу т и сп ы ты вать эм о ц и о н ал ь н ы е р ас ст р о й ст в а или зам еш ател ь ств о , о сл о ж н я ю щ и е их ж изн ь. У н и х сво й о со б ы й и и зм ен ч и в ы й взгляд н а м ир. • Н е н адо д ум ать, ч то л ю д и с п си х и ч еск и м и н ар у ш ен и я м и о б язател ьн о н у ж д аю тся в д о п о л н и тел ь н о й п о м о щ и и сп ец и ал ь н о м о б р ащ ен и и . • О б р ащ ай тесь с л ю д ьм и с п с и х и ч еск и м и н ар у ш ен и я м и как с л и ч н о стям и . • Н е н уж н о д ел ать п р е ж д е в р ем ен н ы х вы во д о в н а о сн о ва н и и о п ы та о б щ ен и я с д р у ги м и л ю д ьм и с так о й ж е ф о р м о й и н вал и д н о сти . • Н е сл ед у ет д у м ать, что л ю д и с п си х и ч еск и м и н ар у ш ен и я м и б олее д р у ги х ск ло н н ы к н аси л и ю . Э то м иф . Е сл и вы д р у ж ел ю б н ы , они б у д у т ч у в ст в о в ать себя сп окой н о. • Н евер н о , что л ю д и с п си х и ч еск и м и н ар у ш ен и я м и и м ею т п р о б л ем ы в п о н и м ан и и и ли н иж е по у р о вн ю и н тел л ек та, ч ем б о л ь ш и н ств о л ю д ей . • Е сл и ч ел о век, и м ею щ и й п с и х и ч еск и е н ар у ш ен и я, р асстр о ен , сп р о си те его сп о ко й н о , что вы м о ж ете сд ел ать, ч то б ы п о м о ч ь ему. • Н е го во р и те р езко с ч ел о в ек о м , и м ею щ и м п си х и ч еск и е н ар у ш ен и я, д а ж е если у вас есть для это го о сн о ван и я. П р а ви л а эт и к ет а п ри о б щ ен и и с и н вали дом , и сп ы т ы ваю щ и м зат рудн ен и я в речи : • Н е и гн о р и р у й те л ю д ей , к о то р ы м тр у д н о го во р и ть, п о т о м у ч то п о н ять и х - в в аш и х и н тересах. • Н е п ер еб и в ай те и не п о п р а в л я й т е ч ел о век а, к о то р ы й и сп ы ты вает т р у д н о ст и в речи. Н ач и н ай те го во р и ть то л ь к о то гд а, к о гд а у б ед и тесь, ч то он у ж е зак о н ч и л свою м ы сль. • Н е п ы тай тесь у ск о р и ть р азго в о р . Б у д ьте го то вы к то м у , ч то р азго в о р с ч ел о в ек о м с затр у д н ен н о й р еч ь ю зай м ет у вас б о л ьш е вр ем ен и . Е сл и вы сп е ш и те, л у ч ш е, и зв и н и в ш и сь, д о го в о р и ть ся об о б щ ен и и в д р у го е врем я. • • С м о тр и те в л и ц о со б есед н и к у , п о д д ер ж и в ай те в и зу ал ьн ы й к о н так т. О тд ай те это й б есед е все в аш е вн и м ан и е. • Н е д у м ай те, что за т р у д н е н и я в р еч и - п о к азател ь н и зк о го у р о в н я и н т е л л е к т а ч еловека. • ки вка. С тар ай тесь зад ав ать в о п р о сы , к о то р ы е тр еб у ю т к о р о т к и х о т в е то в или • Н е п р и тв о р яй тесь, есл и вы не п о н ял и , ч то вам сказал и . Н е стесн я й тесь п ер есп р о си ть. Е сл и вам сн о в а н е у д а л о с ь п о н я ть , п о п р о си те п р о и зн е сти слово в б о л ее м ед л ен н о м тем п е, в о зм о ж н о , по буквам . • Ц е заб ы вай те, ч то ч е л о в ек у с н ар у ш ен н о й р еч ью то ж е н у ж н о в ы с к а заться. Н е п ер еб и в ай те его и не п о д ав л я й те. Н е то р о п и те го во р ящ его . • Е сл и у вас в о зн и к аю т п р о б л е м ы в о б щ ен и и , сп р о си те, не х о ч е т л и ваш со б есе д н и к и сп о л ь зо вать д р у го й сп о со б — н ап и сать , н ап еч атать. Р Е К О М Е Н Д А Ц И И П О И С П О Л Ь З О В А Н И Ю С Л О В И П О Н Я Т И Й П РИ ОБЩ ЕНИИ С ИНВАЛИДАМ И И СП О Л ЬЗУ Й ТЕ сл о ва и понятия, не созд аю щ и е стереотипы : Ч ел о в ек с и н вал и д н о стью И ЗБЕГА Й ТЕ сл о в и п о н яти й , со зд аю щ и х стер ео ти п ы : Ч ел о в ек с о гр ан и ч ен н ы м и в о зм о ж н о стям и , Б о л ьн о й , И ск ал еч ен н ы й , п о к ал еч ен н ы й , Н еп о л н о ц ен н ы й , калека, с д еф ек то м зд о р о вья, с н ед о статк о м зд о р о в ья П р и ср авн ен и и л ю д ей с и н в ал и д н о стью и без и н в ал и д н о сти : Н е и н вал и д , ч ел о век без и н в ал и д н о сти Ч ел о в ек , и сп о л ьзу ю щ и й и н в ал и д н ую к о л я ск у Ч е л о в е к н а коляске Ч е л о в е к с п ар ал и зо ван н ы м и н о гам и « К о л я со ч н и к » - п р и ем л ем о в ср ед е о б щ ен и я л ю д ей с и н вал и д н о стью В р о ж д ен н ая и н вал и д н о сть И н в а л и д с д етств а И м е ет Д Ц П (д етск и й ц ер еб р ал ь н ы й п ар ал и ч ) Ч ел о в ек (ребен ок, д ети ) с Д Ц П Ч ел о в ек , п ер ен есш и й п о л и о м и ел и т / и м еет и н вал и д н о сть в р е з у л ь т а т е ... Ч ел о в ек , ко то р ы й п ер ен ес б о л езн ь / стал и н в ал и д о м в р е з у л ь т а т е ... Ч ел о в ек с о со б ен н о стя м и р азв и ти я / с о со б ен н о стя м и в р азви ти и Ч е л о в е к с м ен тал ьн о й и н в ал и д н о стью , с о со б ен н о стям и м ен тал ь н о го р азв и ти я Р еб е н о к с о со б ен н о стям и р азв и ти я Н о р м ал ь н ы й / зд о р о в ы й П р и к о в ан н ы й к и н в ал и д н о й к о л я ск е П ар ал и ти к П ар ал и зо в ан н ы й В р о ж д ен н ы й д еф ек т (у веч ье) н есч асть е С тр ад ае т Д Ц П Б о л ее т Д Ц П « Д эц эп эш н и к » С тр ад ает от п о л и о м и ел и та / о т п о с л е д ств и й п о л и о м и ел и та Ж ер т в а бо л езн и О тстал ы й , у м ствен н о н еп о л н о ц ен н ы й , с зад е р ж к о й / отставан и ем в р азв и т и и , с и н тел л ек ту ал ь н о й н ед о стато ч н о стью , с у м ств е н н о й о тстал о стью И м б ец и л , д еб и л С л аб о у м н ы й , «то р м о з» , с зад е р ж к о й / о тстав ан и ем в р азви ти и Д ети -и н в ал и д ы Д е ти с и н вал и д н о стью Д е ти с осо б ы м и о б р азо в ател ь н ы м и п о тр еб н о стям и Ч е л о в е к с си н д р о м о м Д ау н а Р еб е н о к (д ети ) с си н д р о м о м Д а у н а Ч е л о в е к с эп и л еп си ей Ш к о л ь н и к и -и н в ал и д ы С б о л езн ью Д ау н а « Д аун », « м о н го л о и д » « Д ау н ята» (о д етя х с си н д р о м о м Д ау н а) Э п и л еп ти к , п р и п ад о ч н ы й С тр ад аю щ и й э п и л еп т и ч еск и м и п р и п ад - Ч е л о в е к с о со б ен н о стя м и п с и х и ч е ск о го р азви ти я Ч ел о в ек с о со б ен н о стя м и д у ш ев н о го и л и эм о ц и о н ал ьн о го р азв и ти я Н езр яч и й , сл аб о ви д ящ и й ч ел о в ек , с и н в ал и д н о стью по зр ен и ю Н ес л ы ш а щ и й / глухой с л а б о сл ы ш а щ и й ч ел о век, с и н в ал и д н о стью по сл у х у , п о л ьзу ю щ и й ся ж есто в о й р е ч ью кам и П си х , су м асш ед ш и й Л ю д и с п си х и атр и ч еск и м и п р о б л ем ам и , Д у ш ев н о б о л ь н ы е лю ди , Л ю д и с д у ш ев н ы м и ли эм о ц и о н ал ь н ы м р асстр о й ств о м С л еп о й , со в ер ш ен н о слеп ой Г л у х о й как п ень Ч ел о в ек с н ар у ш ен и ем сл у х а Ч ел о в ек (р еб ен о к ) с о статк ам и сл у х а Г л у х о н ем о й 6. Условия доступности объектов Организации в соответствии с установленными требованиями. 6.1. Возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них. 6.2. Возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, при необходимости, с помощью Сотрудников О рганизации, предоставляющ их услуги, с использованием ими вспомогательных технологий, в том числе сменного кресла-коляски. 6.3. Возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объект, при необходимости, с помощью Сотрудников О рганизации, в том числе с использованием кресла-коляски. 6.4. Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта. 6.5. Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных марш рутах общественного транспорта. 6.6. Надлежащее размещ ение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, -знаков и инои текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным ш рифтом Брайля и на контрастном фоне. 6.7. Обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждаю щлего ее специальное обучение, выданного по установленным форме и порядку . 7. Условия доступности услуг О рганизации в соответствии с установленными требованиями. 7.1. Оказание Сотрудниками Организации инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуг, об оформлении необходимых для получения услуг документов, о совершении других необходимых для получения услуг действий; 7.2. Предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуг с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика; 7.3. Оказание Сотрудниками Организации, предоставляю щ ими услуги, иной необходимой инвалидам помощ и в преодолении барьеров, мешаю щих получению ими услуг наравне с другими лицами; 7.4. Наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), 2 Приказ М инистерства труда и соц и а л ь н ой защ иты Р осси й ск ой Ф ед ер а ц и и от 2 2.0 6.20 1 5 № 386н « О б утв ер ж д ен и и ф ор м ы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи» в ы п о л н ен н ы х р ел ь еф н о -то ч еч н ы м ш р и ф то м Б р ай л я и н а к о н тр астн о м ф оне. 8. Д о п о л н и тел ь н ы е у сл о в и я д о с ту п н о сти у сл у г в О р ган и зац и и : 8.1. О б о р у д о в ан и е на п р и л егаю щ и х к о б ъ ек ту (о б ъ ек там ) О р ган и зац и и тер р и то р и я х м ест д л я п ар к о в к и ав то тр ан сп о р тн ы х ср ед ств и н вал и д о в; 8.2. П р ед о став л ен и е б есп л атн о в д о с ту п н о й ф о р м е с у ч ет о м сто й ки х р ас стр о й ств ф ун кц и й о р ган и зм а и н в ал и д о в и н ф о р м ац и и об и х п р авах и о б я зан н о стя х , ви д ах со ц и ал ь н ы х у сл у г, сроках, п о р я д к е и у сл о в и я х д о с ту п н о ст и их п р ед о ставл ен и я; 8.3. С о п р о во ж д ен и е п о л у ч ат ел я со ц и ал ьн о й у сл у ги п ри п ер ед в и ж ен и и по тер р и то р и и О р ган и зац и и , а так ж е п р и п о л ьзо в ан и и у сл у гам и , п р ед о став л яем ы м и О р ган и зац и ей . 9. О тв етств ен н о сть со т р у д н и к о в за н есо б л ю д ен и е тр еб о в ан и й П о л и ти к и . 9.1. Р у к о в о д и тел ь (д и р ек то р ) О р ган и зац и и , его зам ести тел ь , и С о тр у д н и к и О р ган и зац и и н е зав и си м о о т зан и м аем о й д о л ж н о сти , н есу т о тветств ен н о сть за со б л ю д ен и е п р и н ц и п о в и т р еб о в ан и й П о л и ти к и , а так ж е за д ей ств и я (б езд ей стви е) п о д ч и н е н н ы х и м ли ц , н ар у ш аю щ и е эти п р и н ц и п ы и тр еб о в ан и я. 9.2. К м ер ам о т в е тств ен н о сти за у к л о н е н и е от и сп о л н ен и я т р еб о в ан и й к со зд ан и ю у сл о в и й д л я б е сп р е п я т ст в ен н о го д о с ту п а и н в ал и д о в к о б ъ ек там и у сл у гам О р ган и зац и и о тн о ся тся м е р ы д и с ц и п л и н а р н о й и ад м и н и стр ати в н о й о тветств ен н о сти , в со о тв етств и и с зак о н о д ател ь ств о м Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и . 10. В н есен и е и зм ен ен и й . П р и вы яв л ен и и н е д о стато ч н о эф ф ек т и в н ы х п о л о ж ен и й П о л и ти к и , л и б о п ри и зм ен ен и и т р еб о в ан и й за к о н о д ат ел ь ст в а Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и , р у к о в о д и те л ь (д и р ек то р ) О р га н и зац и и о б есп еч и в ает р а зр а б о тк у и р еа л и зац и ю к о м п л ек са м ер по ак ту а л и за ц и и н асто ящ ей П о л и ти к и . Прилож ение № 2 П рограм м а обучения (и н струк таж а) персонала по вопросам , связанны м с орган и зац и ей и обесп ечен и ем доступ н ости для ин вал и дов объ ек тов и услуг В се со тр у д н и ки у ч р еж д ен и я (о р ган и зац и и ), р аб о таю щ и е с и н в ал и д ам и , в к л ю ч ая сп ец и али сто в, о к а зы в аю щ и х у сл у ги , а так ж е всп о м о гател ьн ы й п ер со н ал , и н ж ен ер н о -тех н и ч еск и х р аб о тн и к о в и р аб о ч и х , д о л ж н ы п р о й ти и н стр у к таж по во п р о сам , св я зан н ы м с о б есп еч ен и ем д о с ту п н о ст и для и н в ал и д о в об ъ екто в со ц и ал ьн о й и н ф р астр у к ту р ы и у сл у г, в то м ч и сл е по р е ш е н и ю 'э т и х воп р о со в в у ч р еж д ен и и (о р ган и зац и и ). Д о п у ск к р аб о те вн овь п р и н я ты х со тр у д н и ко в о р ган и зац и и со ц и ал ьн о го о б сл у ж и в ан и я о су щ еств л яется п осле п р о х о ж д ен и я п ер в и ч н о го и н стр у к таж а и вн есен и я св ед ен и й об это м в « Ж у р н ал у ч е т а п р о в ед ен и я и н стр у к таж а п е р с о н а л а по во п р о сам до сту п н о сти » . П о в то р н ы й и н стр у к таж п р о в о д и т ся по п л ан у р аб о ты у ч р еж д ен и я (о р ган и зац и и ), в у стан о в л ен н ы е сроки , с у ч ето м п о сл ед о в ател ьн о сти р ассм атр и в аем ы х в о п р о со в, п р ед л агаем ы х д л я о б у ч ен и я (и н стр у к таж а) п ер со н ал а. В зав и си м о сти от зад ач , ф о р м ы и в и д а и н с тр у к та ж а о п р ед ел я ется его т е м а т и к а - вы б и р аю тся тем ы (в о п р о сы ) из п р ед л о ж ен н о го п ер еч н я. П еречень основны х тем (в оп росов) дл я обучения (и н струк таж а) п ерсонала организации по вопросам доступ н ости : 1. Т р еб о ван и я зак о н о д ател ь ств а, н о р м ати в н ы х п р аво в ы х д о к у м ен то в по о б есп еч ен и ю д о сту п н о сти д л я и н в ал и д о в о б ъ ек то в со ц и ал ьн о й , и н ж ен ер н о й и тр ан сп о р тн о й и н ф р ас тр у к ту р и услуг. 2. О сн о вн ы е ви ды сто й к и х н ар у ш ен и й ф у н кц и й , зн ач и м ы е б ар ьер ы о к р у ж аю щ ей среды и в о зм о ж н о сти и х у стр ан ен и я и к о м п ен сац и и д л я р азл и ч н ы х категори й м ал о м о б и л ь н ы х гр аж д ан . 3. О сн о вн ы е п о н яти я и о п р ед ел ен и я по в о п р о сам д о сту п н о сти о б ъ ек то в и услуг; п о н яти е о б ар ь е р ах о к р у ж аю щ ей ср ед ы и сп о со б а х их п р ео д о л ен и я : ар х и тек ту р н о -п л ан и р о в о ч н ы е реш ен и я, т е х н и ч еск и е ср ед ств а о сн ащ ен и я, и н ф о р м ац и о н н о е о б есп еч ен и е, о р ган и зац и о н н ы е м ер о п р и я ти я. 4. С тр у к ту р н о -ф у н к ц и о н ал ь н ы е зо н ы и эл ем ен ты о б ъ екта, о сн о вн ы е т р еб о в ан и я к о б есп ечен и ю их д о с ту п н о сти ; о сн о вн ы е о ш и б к и в ад ап тац и и , со зд аю щ и е б ар ьер ы м ал о м о б и л ь н ы м гр аж д ан ам и сп о со б ы их и сп р ав л ен и я. 5. Э ти ч еск и е н о р м ы и п р и н ц и п ы эф ф ек ти в н о й к о м м у н и к ац и и с и н в ал и д ам и . П си х о л о ги ч еск и е асп ек ты о б щ ен и я с и н в ал и д ам и и о к а за н и я им помощ и. 6. О р ган и зац и я д о с ту п а м ал о м о б и л ь н ы х гр аж д ан н а объ ект: на т ер р и то р и ю объ екта, к сто ян к е тр ан сп о р та, к вход н ой гр у п п е в зд ан и е, к п у тям п ер ед ви ж ен и я вн у тр и зд ан и я, к м естам ц ел ево го п о сещ ен и я (зон е о к азан и я услуг), к м естам о б щ е ст в ен н о го п о л ьзо в ан и я и со п у тств у ю щ и м у сл у гам , в то м чи сле, и зо н ам о тд ы х а, к сан и тар н о -ги ги ен и ч еск и м п о м ещ ен и я м , гар д ер о б у , п у н к ту о б щ еств ен н о го п и тан и я, п у н к ту п о к ата т ех н и ч ес к и х средств и п р о ч и м , р а с п о л о ж е н н ы м н а объекте. 7. С п ец и ал ьн о е (вс п о м о гат ел ь н о е) о б о р у д о ван и е и ср ед ств а о б есп еч ен и я д о сту п н о сти , п о р я д о к и х эк сп л у атац и и , вкл ю ч ая тр еб о в ан и я б езо п асн о сти ; о тветств ен н ы е за и сп о л ь зо в а н и е о б о р у д о ван и я, и х задачи . 8. С о д ер ж ан и е д о л ж н о ст н ы х о б я зан н о стей со тр у д н и к о в по о б есп еч ен и ю д о сту п н о сти д л я и н в ал и д о в о б ъ ек то в (п о м ещ ен и й ) и у сл у г в о р ган и зац и и со ц и ал ьн о го о б сл у ж и в ан и я. 9. Ф орм ы ко н тр о л я и м ер ы о тветств ен н о сти за у к л о н е н и е от в ы п о л н ен и я тр еб о ван и й д о с ту п н о ст и о б ъ ек то в и у сл у г в со о тв етств и и с зак о н о д ател ь ство м . Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)